Никто не ожидал, что культурно-просветительский проект “Бабий Яр”, над которым работали почти два года, выйдет в свет в такое время, когда тема Холокоста и страшных событий, связанных с геноцидом еврейского народа во время Второй мировой войны, станет настолько актуальной помимо своего исторического значения.
Именно это чувство охватило зрителей и участников проекта в начале ноября, когда прозвучала знаменитая 13-я симфония великого Дмитрия Шостаковича в исполнении оркестра “Новая Россия” и поэма “Бабий Яр” великого поэта Евгения Евтушенко в исполнении настоящих звезд – актеров и певцов, в числе которых были Александр Розенбаум, Эммануил Виторган, Геннадий Хазанов, Леонид Каневский, Андрей Мерзликин, Лариса Долина и другие.
Поэма, потрясшая своим звучанием страну и весь мир, в свое время вдохновила композитора на создание симфонии, которая сама стала важной частью мировой музыкальной культуры и истории человечества. Теперь именно это чувство объединило в себе творческий порыв и человеческую скорбь людей, почасту совершенно разных, иногда абсолютно несовместимых и противоположных, но объединившихся в мощном гуманистическом порыве.
Фирменная партитура предусматривала мужской хор из 60 голосов, но его количество было увеличено до 80 для более мощного и насыщенного звучания. В свое время на премьере в 1962 году в Московской консерватории пела Капелла Юрлова, и сейчас к этому проекту была привлечена, чтобы усилить состав хора вместе с хором Свешникова и Московской еврейской капеллой Александра Цалюка. Я считаю, что в таком исполнении послание великого произведения звучит еще более пронзительно, а этому мнению подтверждение нашли даже члены публики, встретившие выступление стоячей овацией.
Еще одним очевидным решением для меня было приглашение рок-музыкантов в этот проект. Рок-музыка всегда особенно точно, ярко и убедительно отражает мысли разумных людей, особенно в неспокойные и мутные времена. Так было в 60-е с “детьми цветов”, и в период общественных кризисов в 70-е, и во время бурных “постмодернистских” 90-х, когда происходил перелом эпох и устаревшего “мирового порядка”. Это актуально и сегодня, когда мир погружается в водоворот военных конфликтов, угрожающих глобальной катастрофой. Многие рок-музыканты считают своим долгом противостоять тьме с помощью своей музыки и творчества.
Дмитрий Четвергов исполнил две свои авторские пьесы – “Страдания по Ля Минору” и “Памяти ушедших”, серьезные произведения, которые были выпущены на альбоме “Повороты Судьбы” в 2020 году, однако впервые прозвучали именно в этот вечер! Сам автор признался, что ему было очень трудно довести произведение до конца из-за эмоционального напряжения, связанного с чувствительной для него темой, а также исполнить его живьем, разделяя с аудиторией идею и трагическое содержание композиции.
Алексей Страйк в кратчайшие сроки сочинил свой реквием “Бабий Яр” в нескольких частях. От первой до последней ноты произведение проникает в самое сердце слушателя чувственной музыкой, наполненной живыми образами и событиями той страшной эпохи. Традиционное классическое звучание, основанное на фортепиано, со струнными и хором, неожиданно прерывается вступающим трагическим и всплеском сольного исполнения на электрогитаре, параллельно дополняя друг друга на протяжении всего произведения. Именно такая цель ставилась в главный план в этом эмоциональном контексте – объединить, создать единую, неразрывную звучание сочетания классики и рока.
Выдающийся гитарист и композитор Алексей Баев специально для этого вечера написал произведение “Maze of Deception” (“Лабиринт обмана”), посвященное не только трагедии Бабьего Яра, но также всем войнам прошлого и настоящего веков. Зрители тепло встретили не только “Лабиринт обмана”, но и мастерски сыгранные им рок-версии из мировой классики: “Brothers” Ингви Мальмстина, “Tears of Sahara” Тони Макэлпайна, “Building The Church” Стива Вэя.
В наше время особенно ценна сила искусства, которая помогает настраивать на создание, а не на разрушение и уничтожение. Музыкальные шедевры и оригинальные произведения вызвали у зрителей вечера, посвященного памяти жертв Холокоста и Бабьего Яра, понятное сопереживание, многие из них не смогли сдержать слезы. Это был вечер памяти об ушедших, а также сильное и трогательное воспоминание о событиях текущего дня и предостережение на будущее, которое не может обойтись без памяти о прошлом и уроков настоящего.