Команда ученых изучила то, как управлять гиперхаосом и сделать квантовые системы намного эффективнее
Учёные Университета Иннополис и университета Лафборо теоретически изучили далекую от равновесия динамику цепочки взаимодействующих двухуровневых квантовых систем, являющихся моделями Ридберговских атомов, и обнаружили, что даже два связанных кубита могут демонстрировать хаотическое поведение. В системах с пятью или более элементами возникает явление, известное как гиперхаос — нерегулярное хаотическое поведение с большим числом положительных ляпуновских показателей. Статья об этом исследовании вышла в журнале Nature: Quantum Information.
Андрей Андреев, младший научный сотрудник Лаборатории нейронауки и когнитивных технологий Университета Иннополис: «Данное исследование важно с той точки зрения, что кубиты являются перспективными объектами для использования в квантовых компьютерах, для хранения и передачи информации, а обнаруженное нами явление является паразитным для данных целей. Мы обнаружили параметры, при которых в системе реализуется гиперхаос, и методы его эффективного подавления».
Сложность управления гиперхаотическим явлением масштабируется с размером системы, пропорционально количеству элементов. Но исследователи показали, что гиперхаос может эффективно управляться периодической параметрической модуляцией поля накачки лазера, который переводит атомы в ридберговское состояние. Это очень просто реализовать на практике практически без существенного изменения экспериментальной парадигмы реализации подобных систем в охлаждаемых ловушках.
Александр Храмов, руководитель Лаборатории нейронауки и когнитивных технологий Университета Иннополис: «Наши результаты дают новое понимание динамики больших искусственных квантовых когерентных структур, которые будут важны для проектирования и управления квантовыми системами, основанными на ридберговских атомах или кубитах, и могут найти широкое применение в новых вычислительных системах, так называемых, квантовых компьютерах».
Материал предоставлен пресс-службой Университета Иннополис
Discussion about this post