В начале XIX века там уже хоронили дворян. Одно из первых почитаемых захоронений на Новодевичьем — могила поэта и легендарного героя войны 1812 года Дениса Давыдова. Уже к середине XIX века на этом кладбище появляются могилы купцов и интеллигенции.
«Участок первого разряда стоил 1000 рублей»
Похоронить на Новодевичьем кладбище стоило довольно дорого: участок первого разряда стоил до революции 1000 рублей, второго разряда — 500 рублей и самого дешевого третьего разряда — 300 рублей. Тем не менее желающих упокоить своих близких на Новодевичьем кладбище становилось все больше, и в 1898 году его территорию решили расширить. Для этого к нему присоединили два гектара земли бывших монастырских огородов, находившихся к югу от монастырской стены.
Эта новая территория была благоустроена по проекту архитекторов Ивана Машкова и Сергея Родионова. Ее обнесли кирпичной оградой с башнями, примкнувшей к монастырским стенам. И с 1904 года начали хоронить уже на этой территории, которая сейчас является частью Новодевичьего некрополя.
В 1922 году Новодевичий монастырь закрыли, и там разместился музей раскрепощения женщины. Некрополь, располагавшийся внутри монастыря, начали активно уничтожать. Родственникам было предложено перенести могилы на новую территорию или на другие кладбища.
«3000 могил были уничтожены»
На момент закрытия на территории монастыря находились порядка 3000 могил, и почти все они были уничтожены. На современное Новодевичье кладбище перенесли всего 16 захоронений, среди них — могилы Антона Павловича Чехова и его отца. Остальные памятники некрополя разрешили разобрать всем желающим. Кто угодно мог прийти, забрать надгробие, установленное в XIX веке, перебить надпись и поставить его на новой могиле.
В 1934 году ситуация несколько изменилась: разграбление старых памятников прекратилось, и некрополь даже решили восстановить. Была проведена большая работа: восстановили порядка 90 памятников на основе фотографий и воспоминаний родственников тех покойных, чьи могилы были разорены. Понятно, что это ничтожная часть захоронений, которые располагались там изначально.
После революции по решению Центрального Комитета партии на территории нового Новодевичьего кладбища стали хоронить советскую элиту. Таких людей с особыми заслугами перед новой властью становилось все больше, и в 1949 году территорию кладбища еще раз расширили, в направлении к югу от монастыря. Увеличили ее практически в два раза, добавив участки с пятого по восьмой. Тогда как старая территория — это участки с первого по четвертый. В середине 1950-х новую территорию также обнесли стенами, сделали ворота и построили служебные помещения. Там тоже стали хоронить выдающихся представителей советского общества.
В конце 1970-х произошло очередное расширение территории кладбища, присоединили участки с 9 по 11, где похоронены многие известные деятели культуры, знаменитые артисты и режиссеры. И сейчас там тоже продолжается захоронение нашей уходящей творческой интеллигенции.
Новодевичье кладбище интересно еще и тем, что там очень много могил людей, живших еще до революции и изначально похороненных в других местах. Дело в том, что в советское время кладбища при многих монастырях были закрыты, и могилы наиболее известных личностей оттуда переносили на Новодевичье. Вот почему именно на этом московском кладбище мы видим огромное количество надгробий выдающихся людей разных эпох.
«При каких обстоятельствах череп исчез, никому неизвестно»
Одна из самых невероятных историй на Новодевичьем кладбище связана с могилой Гоголя.
Первоначально Николай Васильевич был похоронен на кладбище Данилова монастыря. Первым памятником на его могиле был камень-валун, который по заказу Сергея Аксакова доставили из Крыма. На этом камне-голгофе установили шестиконечный крест, как было принято в то время. Спустя некоторое время появился и саркофаг из черного мрамора, на боковых гранях которого помещались извлечения из библейских текстов.
Этот памятник простоял на кладбище Данилова монастыря до мая 1931 года, когда оно вместе с монастырем было закрыто. Там собирались организовать приемник для несовершеннолетних правонарушителей. Многие захоронения были уничтожены, а могилы выдающихся людей, среди них были захоронения Гоголя, Языкова и Хомякова, перенесли на Новодевичье. Памятник Павла Третьякова тоже был перенесен сюда с Даниловского кладбища, где у купцов Третьяковых был семейный некрополь. Перезахоронили на Новодевичьем их всех, но памятник оставили только один.
С перезахоронением останков Н.В. Гоголя связана одна из московских мистических историй — легенда, которую писатель Владимир Лидин тем не менее приводит в своих воспоминаниях как реальное событие. Он присутствовал на извлечении могилы Николая Васильевича и описал все, что видел.
Во-первых, оказалось, что могила находится на значительно большей глубине, чем обычные захоронения. И когда ее начали раскапывать, то наткнулись на кирпичный склеп необычайной прочности. Вскрывали его очень долго, с утра и до самого вечера. Когда могила была наконец вскрыта, оказалось, что в гробу отсутствует череп. То есть останки Гоголя начинались с шейных позвонков. Когда и при каких обстоятельствах череп исчез, неизвестно. Сам Лидин пишет, что впоследствии слышал легенду о том, как в 1909 году, когда к столетию Николая Васильевича проводили реставрацию его могилы, создатель Театрального музея Алексей Бахрушин будто бы подговорил монахов Данилова монастыря, чтобы они добыли для него череп Гоголя. И якобы они передали ему этот череп, который теперь хранится в Бахрушинском музее, где среди прочих экспонатов есть три безымянных черепа.
Я склонна считать, что это все — легендарные истории. Источник у них только один — Лидин, который, кстати, тоже похоронен на Новодевичьем кладбище, недалеко от могилы Гоголя. Изложенная им легенда продолжила жить, обрастать дополнительными подробностями и даже видоизменяться. Например, появилась история о том, что, когда вскрыли могилу Гоголя, его голова якобы была повернута набок, из чего сделали вывод, что похоронили его живым, впавшим в летаргический сон. В общем, мистических историй, связанных с могилой Гоголя, много.
На этом злоключения могилы Николая Васильевича не закончились. После перенесения на Новодевичье кладбище она просуществовала там с историческим надгробием до 1952 года, когда началась новая волна преобразований.
К столетию со дня смерти писателя поменяли памятник на Гоголевском, бывшем Пречистенском, бульваре. Вместо памятника авторства Николая Андреева — сидящего печального Гоголя в шинели — поставили новый, «веселый» памятник авторства Николая Томского, который мы видим на бульваре и сегодня. Такая же история произошла и на Новодевичьем кладбище: вместо старого памятника с портретом-медальоном на оградке, выполненным Николаем Андреевым, установили бюст Гоголя работы Николая Томского.
Discussion about this post