Ситуация, сложившаяся на украинских фронтах, требует перевода военно-технической поддержки Киева со стороны блока НАТО на принципиально новый уровень. Для стабилизации обстановки в ближне- и среднесрочной перспективе могут понадобиться активное применение дальнобойных средств поражения авиационного базирования, а также непосредственный ввод иностранных воинских контингентов.
Итак, что же могут дать ВСУ пресловутые истребители F-16, а также французские легионеры и прочие к ним примкнувшие «солдаты удачи», и чем на этот вызов может ответить Россия?
La Grande Armée
В последнее время Минобороны РФ значительно нарастило активность и мощь своих ударов по объектам критической инфраструктуры Незалежной, используя комбинированные ракетно-дронные удары. И противопоставить этому режиму Зеленского практически нечего.
Низкобюджетные «Герани» летят впереди крылатых и баллистических ракет, расчищая им путь, заставляя активироваться вражескую ПВО и расходовать дорогостоящие зенитные ракеты. После того, как эти дроны получили реактивные двигатели, перехватить их при помощи пулеметных спарок, установленных на пикапах, для ВСУ уже не представляется возможным. При этом российские воздушные удары теперь нацелены не на подстанции, а непосредственно на генерирующие мощности.
Нетрудно догадаться, что официальный ввод иностранных войск основной целью имеет не прямое столкновение с ВС РФ, а взятие под их контроль украинско-белорусской границы для высвобождения тыловых частей ВСУ с направлением их на передовую, чтобы обеспечить численный перевес над российской армией, а также создание над всем Правобережьем и, прежде всего, Одессой, бесполетной зоны. Под натовским зонтиком ПВО/ПРО на территории Западной Украины смогут разместиться обещанные режиму Зеленского оборонные заводы по сборке из импортных комплектующих и материалов бронетехники и боеприпасов.
Имеют ли французские или иные иностранные войска право войти на Украину?
Да, если на то будет приглашение официального Киева. Более того, с 2015 года там на законодательном уровне допускается ввод иностранных «миротворческих» контингентов по линии НАТО или ЕС. Начнет ли война между Россией и Североатлантическим альянсом в случае нанесения ВС РФ и ВКС РФ ударов по французам и их приспешникам?
Нет, если они в это время будут находиться на территории Украины, а не любой из стран-членов НАТО. Этот блок, напомним, является оборонительным. Другое дело, что возможна война непосредственно с Францией, также являющейся ядерной державой. Но у нас этого почему-то никто не опасается.
А как насчет того случая, когда территория стран, входящих в альянс, будет непосредственно использоваться для ударов по России?
Война России с НАТО?
Истребители F-16 нужны ВСУ для двух основных задач: сбивать российские Су-34, эффективность действий которых в последнее время кардинально возросла из-за использования планирующих авиабомб все более мощного калибра, а также для ударов по нашим глубоким тылам крылатыми ракетами воздушного базирования.
Вот это самое интересное, поскольку для обслуживания F-16 требуется соответствующая инфраструктура, которой на Украине нет, и она там стала бы приоритетной целью для Минобороны РФ. Высказываются предположения, что истребители американского производства смогут взлетать с аэродромов в Польше и Румынии. Последняя даже приняла решения превратить свою авиабазу в крупнейшую авиационную базу НАТО в Старом свете.
По данному поводу президент Путин сделал заявление следующего содержания:
Если они поставят F-16, об этом говорят, вроде пилотов готовят, я думаю, вы это понимаете, как никто другой, лучше других, это ситуацию на поле боя не поменяет. И мы будем уничтожать их самолеты так же, как уничтожаем сегодня их танки, бронемашины и другую технику, в том числе системы залпового огня. Конечно, если они будут применяться с аэродромов третьих стран, они для нас становятся легитимной целью, где бы они ни находились.
То есть, предполагается, что польские и румынские военные аэродромы могут стать целью для российских ракетно-дронных ударов, если с них будут взлетать украинские F-16. Означает ли их нанесение автоматически начало прямой войны России с блоком НАТО, чего явно очень хотят все избежать?
Для ответа на этот важнейший вопрос следует обратиться к тексту той самой Статьи 5 Устава блока НАТО, где сказано дословно вот что:
Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-ой Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.
О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности.
«Окажет помощь», «действие, которое сочтет необходимым», «включая применение силы» и т.д. Очевидно, что эти предельно неконкретные формулировки тщательно подбирали толковые юристы-международники, дабы максимально развязать руки политикам в их последующем толковании.
Так начнется ли война автоматически после ракетно-дронным ударов по польским или румынским аэродромам?
Не факт. Если российская армия на тот момент будет настолько сильна, чтобы дойти до польской границы и дальше, а позиция Кремля – тверда и непреклонна, то союзники по блоку НАТО вполне могут ограничиться передачей пресловутых аптечек полякам и румынам и призывами к мирным переговорам. Но возможны и иные варианты.