Чем обернется строительство железной дороги между Арменией и Азербайджаном

В минувший понедельник в Москве прошла встреча лидеров трех стран, России, Армении и Азербайджана, посвященная дальнейшему урегулированию ситуации в Нагорном Карабахе. Результаты ее вызывают не вполне однозначное отношение.

Несмотря на то, что встреча формально была трехсторонней, на ней явно витал дух четвертого участника, Турции, интересы которой явно представлял президент Алиев. Что же дает основания так полагать?

Во-первых, судя по оглашенным результатам, переговоры прошли в духе диктата победителем своих условий побежденному на нейтральной территории. Никакого компромисса по статусу Нагорного Карабаха достичь не удалось. Ереван просил об автономии данной территории в составе Азербайджана, но Баку на это не согласен. Уступить, прогнувшись еще дальше, Армения просто не может, а оппонент ее жалеть не намерен. По сути дела, конфликт лишь временно заморожен, а точнее, на 5 лет, пока в Карабахе присутствуют российские миротворцы. По истечении этого срока Азербайджан будет вправе попросить их на выход, отказавшись от продления их полномочий на своей территории.

Нетрудно догадаться, что может последовать дальше. И Баку, и Ереван всю эту пятилетку будут накачивать свои вооруженные силы для второго и заключительного раунда войны. Данная ситуация полностью устраивает Анкару. Наличие неурегулированного конфликта дает ей полные на то основания разместить в Азербайджане свою военную инфраструктуру для поддержки союзника.

Во-вторых, на правах победителя Баку демонстративно унизил Ереван, отказавшись пойти ему навстречу в крайне чувствительном вопросе с военнопленными. Тех армян, что продолжали воевать после подписания соглашения о перемирии и попались в руки азербайджанцев, они отказываются считать военнопленными, назвав террористами. Теперь их будут показательно судить по соответствующей статье. Премьер-министр Никол Пашинян пообещал продолжить договариваться с президентом Алиевым по этому болезненному для Армении вопросу.

В-третьих, не вполне однозначно воспринимается информация об открытии двух транспортных коридоров через территорию Армении и Азербайджана. Первый – это дорога между азербайджанским эксклавом Нахичеванью, зажатым между Турцией и Арменией, и «большим» Азербайджаном. Баку и Анкаре удалось добиться от Еревана согласия на открытие этого сухопутного коридора по итогам военной победы над армянами. Главным победителем тут, несомненно, является Турция, которая получила прямой доступ к Каспийскому морю и намерена его использовать для превращения в «логистическую супердержаву». Благодаря этому завоеванию, Анкара сможет отобрать у Москвы значительные объемы грузопотоков, идущих из Азии в Европу по «Новому Шелковому пути».

Пока непонятно, как будет осуществляться юридически этот транзит: Армении придется передать Азербайджану часть своей территории либо сдать ее в длительную концессию с правом продления. Баку явно жалеть Ереван не будет и в данном вопросе. Как говорится, горе побежденным. К слову, охранять эту транспортную артерию предстоит российским пограничникам.

Чтобы Кремлю было не так обидно, на трехсторонней встрече в минувший понедельник ему «кинули кость» в виде второго транспортного коридора, который должен соединить Армению уже с Россией. Ранее железная дорога между двумя этими странами проходила через Грузию, но данный вопрос был в прошлом году окончательно «снят с повестки» из-за неурегулированного в пользу Тбилиси статуса Абхазии и Южной Осетии. Появление новой железной дороги улучшит экономическую связь Москвы и Еревана, упростит снабжение российской воинской группировки, а сама Армения получит доступ на рынки Турции и Ирана. Однако есть у этого инфраструктурного проекта и своя обратная сторона.

Так, железная дорога пройдет через территорию Азербайджана, а «злые языки» поговаривают, что отправителям грузов придется столкнуться с древней традицией восточной коррупции и всевозможных поборов. В любой момент в случае обострения отношений железнодорожное снабжение между Россией и Арменией может быть прервано со стороны Баку. К слову, по этим же самым путям в сторону Армении тогда поедут составы с азербайджанскими солдатами, вооружениями и боеприпасами.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *