Антонио Грасеффо – американско-китайский экономист и аналитик, мастер боевых искусств и писатель, который жил в нескольких азиатских странах – подготовил для издания Blackbeltmag материал, в котором рассказал о глубокой мудрости боевых искусств на примере кунг-фу и устойчивых словесных оборотов чэнъюй. Перевод статьи предлагается читателям Superkarate.ru.
По отдельности символы слова «кунг-фу» имеют свои собственные значения: «кунг» означает «достижение», а «фу» означает «муж». Возможно, это связано с тем, что мужу в древности приходилось много работать, чтобы прокормить семью. Другая интерпретация «кунг-фу» может звучать как «мастерство» или «навык, приобретенный благодаря упорным усилиям». Боевое искусство – это, безусловно, навык, приобретенный благодаря упорным усилиям.
Если вы будете усердно работать над улучшением своих навыков, в конечном итоге вы можете стать сифу – это термин, который большинство жителей Запада ассоциируют с мастерством кунг-фу. Но на самом деле сифу может быть любым квалифицированным рабочим, включая водителя или разнорабочего. Ирония для тех, кто говорит по-китайски и смотрел ремейк фильма «Каратэ-пацан» с Джейденом Смитом, заключается в том, что Джеки Чан был одновременно мастером на все руки и мастером боевых искусств, причем оба из них могут быть сифу.
Окончив Шанхайский университет спорта и имея образование в области лингвистики, я очарован взаимосвязью между языком и боевыми искусствами. Профессорами Института ушу при университете часто были сифу, которые сочетали академические исследования с древней философией кунг-фу.
Будь то в институте, в Шаолине или в моей традиционной школе борьбы в Пекине, я заметил, что старый сифу часто говорил на чэнъюй – это термин, обозначающий идиоматические выражения, состоящие из групп китайских иероглифов, каждый из которых представляет сложные значения, которые обычно приходилось объяснять. Слушать, как старые учителя говорили в такой манере, было похоже на что-то из кино о кунг-фу. Они не просто разговаривали – они делились знаниями, и в их словах была настоящая мудрость.
Объяснения, содержащиеся в их чэнъюях, были подобны притчам. Зачастую они не имели вообще никакого смысла, но если получатель был терпелив, смысл раскрывался. Каждый из них следовал одной и той же схеме. Для иллюстрации я приведу пример из реальной жизни. Один из моих сифу произнес четыре иероглифа: «Вэнь цзи ци у». В китайском языке иероглифы составляют слова, но каждый из них не обязательно является законченным словом сам по себе. Эти конкретные символы были переведены как «Нюхай курицу и танцуй», что было не очень поучительно. Поэтому, произнеся их, сифу должен был объяснить, какое слово представляет каждый символ.
«Вэнь», по его словам, на традиционном китайском языке означает «нюхать», но в данном случае он использовал старое значение «слушать». Это был еще один аспект чэнъюя, который затруднял его понимание: многие значения иероглифов больше не использовались.
Следующим иероглифом, который он объяснил, был «цзи», что означает «гунцзи», или «петух» – это также глубокая мудрость в боевых искусствах.
Третьим иероглифом было «ци», как в слове «цичуан,» что означает «встать с постели». Наконец, появился «у», который является частью слова «уцзянь» – «исполнять танец с мечом» или «заниматься практикой владения мечом».
В заключительной части урока он рассказал нам, как персонажи сочетаются друг с другом, образуя идиому. В данном случае это привело к следующему: «Практикуйтесь с мечом, когда петухи кричат». Затем он продолжил объяснять актуальность сказанного. Вам следует вставать рано утром и начинать тренировку на рассвете.
Казалось, что чем старше и мудрее был сифу, тем больше чэнъюя он использовал. Следовательно, речи и дискуссии часто превращались в ни что иное, как чэнъюй, за которым следовали объяснения, за которым следовал следующий чэнъюй и так далее. Профессор университета, которого я встретил в школе борьбы, был бывшим борцом и нынешним сифу. Будучи образованным человеком и сифу, его речь на 90 процентов была чэнъюй. Однажды он сказал: «Тянь ся у ди», за которым сразу же последовало: «Ты понял?» Прежде чем я успел ответить, он сказал: «Нет? Хорошо, я объясню».
«Тянь» – «небо». «Ся» – «под». «У» – «без». А «ди» – от «дижэнь», это «враг». Итак, если вы находитесь под небом и у вас нет врага, нет никого, кто мог бы бить вас. Следовательно, вы вуди, или непобедимый.
Теперь вы можете понять, почему я рассматривал годы, проведенные в Китае, как строгие тренировки, а время, проведенное за прослушиванием чэнъюя, как беспощадные бои. После целого дня борьбы и саньда, а также академических уроков, от чэнъюя иногда у меня раскалывалась голова. Однажды в спортивном университете – после того, как мы попрактиковались в бросках, борьбе в партере и сабмишенах – наш учитель поделился с нами ченъюем. Как ни странно, я понял смысл еще до того, как он его объяснил, и мне это просто понравилось. Он сказал: «Суть боя – это ти да шуай на». Затем он уточнил: «Ти происходит от ти туй, что означает удар ногой. Да – от дацюань, что означает удар кулаком. Шуай – от шуай цзяо, что означает удар ногой. А на происходит от цинь на, что означает хватание и соединение суставов». Очевидно, что даже сотни или, возможно, тысячи лет назад китайские мастера знали о ММА.
После тренировки мне пришлось посетить лекцию по ушу. Хотя я больше не удивлялся, когда мои профессора – особенно профессора боевых искусств – говорили на чэнъюй, слушать иногда все равно было утомительно. Этот учитель сказал: «Идеальный бой включает в себя координацию внутреннего и внешнего. Кто-нибудь знает, что это значит?»
Поскольку это был риторический вопрос, на него никто не ответил. Тем не менее, он подождал секунду или две, лукаво улыбнулся, чтобы показать, насколько мы были глупы, а затем объяснил: «Координация внешнего и внутреннего — это шоу янь шэнь фа, бу ци ли гун». Затем он продолжил. «Шоу происходит от шуфа (техники рук). Ян из Яньцзина (глаза). Шэнь – от сенти (тело). Фа – от фанфа (метод). Бу – от отрицания (нет). Ци – от циси (дыхание). Ли от лилиан (сила). А гун – от гун-фу (кунг-фу)». Мы получили сообщение.
Тем не менее, учитель продолжал объяснять каждый элемент отдельно. И в ходе этих объяснений появились новые чэнъюи и новые риторические вопросы, за которыми последовали новые объяснения. В конце он сказал, что координация внутреннего и внешнего в боевых искусствах означает координацию техники рук, глаз, тела, дыхания и метода. Если мы не будем дышать правильно, у нас не будет сил.
Вы можете видеть, что объяснение одного чэнъюя может занять время, потому что каждый иероглиф представляет слово, каждое слово представляет собой концепцию, и каждое понятие имеет множество компонентов, которые могут представлять что-то совершенно другое.
Затем профессор сказал: «Шуфа — это да ла на ху. Да – это удар кулаком. Ла – это тянуть. Нa – блокировка суставов. Ху – дыхание. Поэтому техника рук включает в себя удары, тянущие усилия и борьбу, но мы также должны правильно дышать».
Один из монахов храма Шаолинь однажды сказал группе студентов: «Фэй янь зоу би». Буквально это означает «карниз летит по стене». После того, как он объяснил, я узнал, что на самом деле это означает «прыгнуть на крышу и перелезть через стену». Другими словами, мы должны быть легкими на ногах, иметь возможность прыгать и двигаться во время боя.
Последний чэнъюй, о котором я здесь упомяну, – это тот, который мне приходилось помнить на протяжении всей учебы и стажировки в Китае, и я ценю его по сей день. Это переводится как «Прилежное обучение, горькая практика». Нам нужно усердно учиться и усердно практиковаться. Мы испытаем дискомфорт и страдания – это то, что можно считать «горьким», но в итоге мы будем довольны результатами.