Синяя табличка с радиочастотой не воспринимается водителями всерьез. Многие автомобилисты едва замечают её, а те, кто всё же обращают внимание, не знают, что это за частота и зачем она нужна. Часть автовладельцев из любопытства переключаются на указанную радиоволну, чтобы узнать больше, в то время как другие забывают о знаке сразу после того, как его заметили.
Для чего предназначен этот знак, написано в разделе дорожных знаков ПДД. Табличка 7.15, официально называемая «Зона приёма радиостанции, передающей информацию о дорожном движении», указывает на то, что это «участок дороги, на котором осуществляется прием передач радиостанции на частоте, указанной на знаке».
Табличка 7.15 указывает водителям на доступ к актуальной информации о дорожной ситуации на конкретной частоте. Этот знак сообщает, что на указанной радиоволне можно получить сведения о пробках, дорожных работах, погодных условиях и других факторах, способных затруднить движение. Эти данные поступают от служб дорожного надзора, камер наблюдения и автоматизированных систем управления трафиком.
Однако зачем нужны эти «дорожные» радиопередачи, если практически у каждого водителя есть смартфон с картами или автомобильный навигатор? Дело в том, что радиочастоты для оповещений о дорожной ситуации существовали задолго до появления мобильных гаджетов с картами. Во-вторых, мобильные устройства не всегда могут обеспечить безотказное соединение — в тоннелях, загородных районах или при высоких нагрузках на сеть. Радиовещание в таких ситуациях становится надёжным источником информации, оставаясь доступным в любых условиях.
Навигаторы и приложения, зависящие от мобильной связи, часто теряют свою функциональность в зонах с нестабильным или отсутствующим сигналом. В подобных условиях информация о заторах и дорожной ситуации становится недоступной, а маршрут может быть проложен лишь по картам, лишённым актуальных данных о пробках. Именно здесь на помощь приходят радиоканалы, передающие актуальные сводки об обстановке на дороге.
Однако следует учесть, что такие каналы охватывают далеко не все регионы страны, а доступные частоты зависят от конкретной местности. Чтобы найти нужную волну, на которой транслируется информация о происшествиях и пробках, водитель должен обращать внимание на специальные знаки. Эти таблички обычно установлены как на границах зоны действия частоты, так и внутри неё, но полагаться на их постоянное наличие не всегда удобно.
Стоит напомнить также о знаке 7.16 «Зона радиосвязи с аварийными службами», на который также редко обращают внимание водители. Этот знак указывает, что на данном участке возможно установить радиосвязь с аварийными службами на частоте 27 МГц, как отмечено в ПДД. Знак 7.16 может стать особенно нужным на трассах с плохим сотовым покрытием. Что делать, если поломка застала врасплох на пустынной дороге, а телефон не ловит сеть и система «ЭРА-ГЛОНАСС» оказалась недоступной? В подобных случаях можно попытаться выйти на связь через частоту, изображенную на знаке. Единственный нюанс — потребуется рация, однако это не всегда возможно, ведь её наличие в машине — редкость даже для опытных автолюбителей.