Разглядывая музыкальные новинки весны, невозможно не выделить альбом «Золото и кровь» группы «Ва-Банкъ». Коллектив во главе с Александром Ф. Скляром демонстрирует, что канонический московский рок в прекрасном состоянии: не только вовсю дышит, но и устраивает казачью фланкировку шашкой, и строит планы на трудовое будущее.
На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый мужской рок с тяжелыми гитарами, но с хором, балалайками и вкраплениями кантри и ирландских мелодий. Согласно глубинной природе «Ва-Банка», здесь переплетаются морские и казачьи песни, трудовые и окрашенные в мрачные тона поиски правды на самом дне души. Нуарная природа группы стала одной из главных черт в самобытной харизме коллектива.
Начинается все с песни «Вперед, друзья», с четких ударных и графичного рисунка ритм-гитары. Так звучит трудовой гимн о тяжелой работе, которая будет выполнена. Второй трек «Черная свеча» — одна из главных, фирменных песен группы в прошлом сезоне, вышедшая синглом задолго до альбома. Александр Ф. Скляр сделал ее совместно с рэпером Ричем, на нее же был снят черно-белый клип. Основная игра изображения построена на искажениях силуэтов, которые отражаются в глянцевых поверхностях музыкальных инструментов, будто герои попали в королевство кривых зеркал.
Песня перекликается и с другими сюжетами «Ва-Банка», в которых Скляр уходит на глубину, исследуя пограничные состояния личности или раскрывая мистические аспекты жизни. Она напоминает творчество группы времен «Склифа» и всего альбома «Нижняя Тундра» в целом, когда человек встречается с самым черным и мрачным в себе. «Черная свеча» перекликается и с песней «Вася совесть», одной из самых важных во всем позднем творчестве группы. Персонаж воздает злостным преступникам по заслугам, выступая народным мстителем. Только герой «Черной свечи», наоборот, выбирает темный путь, сторону зла, на которой ему комфортно и выгодно. Здесь звучат страшные, мрачные строки о плясках на разукрашенных могилах и о реках крови, но в финале — закономерное ожидание расплаты.
Согласно внутренней логике пластинки, далее следуют два трека о возможной близкой гибели, но она не происходит, герой побеждает ее своей жизнестойкостью. Трек «Рыба-смерть» также выходил ранее, и на него был смонтирован клип на морскую тематику, в котором Скляр, конечно, в тельняшке и на корабле. Песни моряков — тоже родная для него территория, с их характерными раскатистыми мелодиями и протяжными текстами. Казачья «Когда мы были на войне» также давно присутствует в репертуаре группы. Смерть в разных образах кружит и над моряком, и над казаком, но пока не имеет над ними власти.
Далее каторжная песня «Дыра на холме», еще один жуткий сюжет о жизни и смерти, которую каждый достигает собственным упорным трудом. Снова возникает тема глубокого нравственного выбора, совсем как в хите «Ад и Рай», где обозначается, что нет середины между мечтой и предательством самого себя и нельзя быть честным наполовину.
Ну и далее одна из самых таинственных песен для местной публики — «Эребус» и «Террор». История о двух английских кораблях, которые отправились покорять северные моря. Речь идет об экспедиции Джона Франклина 1845 года, которая бесследно исчезла в Арктике и ее искали целых полвека, пока не обнаружили могилы и остатки вещей членов экипажей. Лишь в 2014 году нашли остатки «Эребуса» и в 2016 — «Террора». Британские СМИ представили сэра Франклина героем, несмотря на провал экспедиции и чудовищную гибель экипажа от тяжелых болезней и со случаями каннибализма. Об этой истории было сложено множество стихов и создано немало разнообразных художественных произведений. Но в отличие от них в песне А.Ф. Скляра Франклин прощается со своими моряками и признает, что это он погубил их и «вместо славы заслужил презрение и позор». Это самая длинная песня альбома — шесть минут.
Следующий трек, седьмой, про общение с Учителем и вопросы, на которые каждый должен ответить сам: о предательстве и о конце пути. Она была написана для фильма о самбо, но в теле альбома она звучит словно предсмертная песня одного из погибших в Арктике моряков. Трек «Соломбала» поддерживает арктическую тему. Это исторический район Архангельска, порт, из которого отходит корабль героя, всю жизнь мечтавшего о море. Песня о том, как северные морские пейзажи отражают ощущение свободы и вечной жизни.
Неудивительно, что за ней идет трек «Честь по чести» — старая авторская песня Александра Ф. Скляра, стилизованная под казачью «народную», одна из «Любимых песен Васи Совесть». Рифмуясь с «Когда мы были на войне», она задает альбому залихватский военный тон. Заканчивается альбом треком «Дубинушка» на традиционный текст Василия Богданова, который взял припев у волжских бурлаков. Это, безусловно, перекличка с первой песней альбома «Вперед, друзья». Таким образом, круг замыкается, и образуется кольцевая композиция, в которой смерть туго сплетается с жизнью, любовью, войной и разнообразными путями странствий героев.