В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Истоки советской фотографии. 1920-1930-е годы» из коллекции Галереи Люмьер. Этот период – время больших перемен. Фотография стала одним из ведущих видов искусства. Экспериментировали с композицией, ракурсами, светом, были споры о форме и стиле. Фотографы стремились отразить реальность, быт своего времени. В кадрах экспозиции – не одна лишь агитация, идеология или документальность, а особенная эстетика запечатленного времени.
В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей советской фотографической школы того периода: Якова Халипа, Аркадия Шайхета, Эммануила Евзерихина, Марка Маркова-Гринберга, Наума Грановского и Михаила Прехнера.
Маленькая девочка в соломенной шляпе, щурясь от солнца, ест виноград, как будто ее никто не видит (уж тем более не фотографирует). А чуть правее – легендарный полярник Иван Папанин на дрейфующей станции «Северный полюс-1» снимает антенну радиостанции. Эти фотографии сделал выдающийся мастер Яков Халип. Будучи одним из ведущих репортеров журнала «СССР на стройке», он стал наследником авангардной эстетики.
Виртуозно авангардные приемы использовал и один из основоположников школы советского фоторепортажа Аркадий Шайхет. Отличительная черта его снимков – диагональное построение композиции кадра. Он создавал материалы для журналов «СССР на стройке», «Наши достижения», «Советское фото», для газет «Правда» «Фотокор». Запечатлел первые трудовые пятилетки, парад на Красной площади. Кульминация в его творчестве – кадр «Экспресс», символизирующий страну, устремленную в будущее.
Притягивающие ракурсами серии одного из ведущих фотожурналистов ТАСС Эммануила Евзерихина «Дети» и «Первые снимки, сделанные “Лейкой”» отображают будни молодого поколения. Пионерские лагеря, физкультурные парады… Времена, когда советские люди были охвачены эйфорией коллективизма, верили в лучшую новую жизнь. Представлены снимки беззаботных детей, которые запускают самолетики в небо или занимаются гимнастикой, а рядом – репортерские фотографии улиц позитивной Москвы.
Середина экспозиции – винтаж и поздняя авторская печать. Винтаж – это авторский отпечаток, сделанный в тот же период, когда и снимок, на современном ему оборудовании, не позднее 5-10 лет после съемки… Фокус на эти работы дают представление, как выглядели фотографические отпечатки классиков советской фотографии в то время, когда они создавались.
Тематическое разнообразие в фотографиях Марка Маркова-Гринберга, который впервые взял в руки камеру в 17 лет, а спустя год уже работал фотокорреспондентом ростовской газеты «Советский Юг». Вот его кадры сельской жизни, а неподалеку – снимки лыжников из Бакуриани, забавные карикатуры «Кукрыниксов»… Среди фотографий есть и совсем знакомые образы – Московский метрополитен, только атмосфера там не сегодняшняя.
Среди работ Наума Грановского больше всего выделяется необычность съемки архитектуры. Нестандартные ракурсы, глубокая перспектива, строго выстроенная композиция. Эта игра с формами, присущая конструктивизму, – на снимках «Шуховская башня. Радиостанция Коминтерн», «Крымский мост». Во время работы в ТАСС он фотографировал не только Москву, но и республики СССР, куда его приглашали на съемки.
Экспериментами с композицией, светом и тенью известен и Михаил Прехнер. Фотограф снимал открытие новых направлений железных дорог, жизнь небольших городов, стройки на Дальнем Востоке и новые корабли военно-морского флота. Он запечатлел устройство нового быта, успехи в народном хозяйстве в городах и республиках СССР. Художник Александр Родченко говорил о нем: «Прехнер решил задачу просто – взять от всех самое лучшее: от Шайхета – сухость тематики, от меня – точки и ракурсы. Получился явный успех».