В подразделения армии США начали поступать первые серийные образцы винтовок и пулемётов под новый боеприпас — М7 и М250. Новым оружием оснащаются уже целые подразделения, как, например, 1-й батальон 506-го полка 1-й бригады 101-й ВДД. Это ставит точку в долгой истории попыток замены винтовки М16 в частях армии США. Но уходит ли ветеран после 60 лет службы навсегда и окончательно?
Если придираться к формальностям, то М16 в армии США заменили уже давно, ещё в 1990-е на смену полноразмерной винтовке пришёл карабин М4. Но давайте честно – это по факту одна система и даже одна винтовка, только облегчённая и укороченная. При этом и М16 из армии никуда не делись, оставшись в учебках, тыловых частях и т. д.
При этом заменить М16 армия хотела давно.
Если не считать всяких странных и, как сейчас мы понимаем, тупиковых НИОКР типа The Future Rifle Program, где армия тестировала винтовки, стреляющие флешеттами, то первая реальная попытка была предпринята в 1986 году.
Точнее, мысли о замене витали в воздухе ещё с конца 1970-х — начала 1980-х, но в 1985-м это оформилось в конкретные технические требования по программе Advanced Combat Rifle.
Общий смысл был таков: по опыту прошедших вооружённых конфликтов (прежде всего войны во Вьетнаме) американская армия накопила некоторую статистику по тому, куда и как американские солдаты стреляют и, главное, попадают. И вот эта статистика гласила, что среднестатистический боец в боевой обстановке (то есть стресс и отвлекающие факторы) практически гарантированно попадает в цель, находящуюся на расстоянии в 45 метров. А это, простите, уже ближний бой, дистанция броска гранаты, ещё рывок и рукопашная. А на дистанции 220 метров в цель прилетала только каждая десятая пуля. При этом такая дистанция — это всё ещё дистанция прямого выстрела из той же М16.
Вот, собственно, повысить точность на дистанции 220 метров и должна была новая винтовка, заменитель М16.
Хотя программа стартовала в 1985 году, к «натурным» испытаниям, то есть, собственно, к отстрелу, приступили только в 1989.
Из тех образцов, что дошли-таки до испытаний, самым одиозным, наверное, было творение немецкой Heckler & Koch, а именно G11. Эта штурмовая винтовка и сейчас смотрится как бластер из фантастического фильма, а в 1980-х она поражала и своим внешним видом, и инженерными решениями. Тут и компоновка, и интегрированная оптика, и пластик, и самое главное – безгильзовый боеприпас нового калибра. Автомат предлагали и американской армии, и Бундесверу.
В результате в 1990 году, всего через год после непосредственного начала испытаний отобранных образцов, программа была закрыта без какого-либо результата. Новые образцы приняты на вооружение не были, военных не удовлетворяла либо надёжность, либо необходимых результатов по точности оружие не давало. Кроме того, уже было ясно, что Холодная война закончилась, и можно не торопить события с целью обогнать потенциального противника.
Но, в общем, армия США тестировала что-то или вела НИОКР постоянно. Программа Advanced Combat Rifle плавно переросла в программу Objective Individual Combat Weapon, в рамках которой испытывались «умные» гранатомёты и новые автоматы, тот же XM8 от всё того же Heckler & Koch.
В 2007 году армия США официально испытывала HK416, правда, без намерения принимать его на вооружение, просто сравнительные испытания. Хотя эта система вообще появилась благодаря американским спецназовцам, которые хотели изначально замену MP5, а проект первоначально даже носил наименование Heckler & Koch M4. Вроде бы идеальный вариант, система полностью повторяла стоявшие на вооружении М4 и М16 по органам управления, питалась от тех же магазинов и т. д. Но армия не хотела менять существующую систему на «такое же, только чуть получше», но при этом ещё и отдавать контракт иностранному производителю, пусть, естественно, и с дочерней компанией в самих США.
И вот в 2017 году началась программа «Next Generation Squad Weapon (NGSW)». Тут армия США замахнулась не просто на новую штурмовую винтовку и пулемёт уровня стрелкового отделения (кстати, в открытых источниках встречается информация, что новый пулемёт заменит и более «тяжёлый» М240), а на новый стрелковый комплекс, включавший в себя, в том числе, оптический прицел (по сути, комплекс управления огнём) и главное – новый боеприпас.
Новый патрон, а точнее, его введение в употребление в армии, тем более в армии размера американской, — это событие эпохальное, можно сказать, революционное. Количество мероприятий, которые подтягивает за собой принятие на снабжение нового боеприпаса для стрелкового оружия, причём речь не про какой-то патрон для снайперского оружия, а про боеприпас к самой массовой (потенциальной) винтовке и пулемёту у твоих солдат на поле боя, переоценить сложно.
По итогам NGSW на вооружение были приняты винтовка М7 и пулемёт М250. Новые винтовка и пулемёт, по задумке американских военных, должны уверенно поражать любые средства индивидуальной бронезащиты бойцов армий стран потенциальных противников (тут, понятное дело, подразумеваются Китай и Россия) и дать американским пехотинцам преимущество в дистанции поражения над бойцами, вооружёнными системами калибра 5,45 и 5,56 мм.
Но означает ли это, что М16, а точнее уже М4, уходит насовсем из армии США? Скорее всего, нет.
Ну, начать хотя бы с того, что сама программа сильно отстаёт от сроков, первоначально установленных самими заказчиками. Программа перевооружения пробуксовывает года этак на два примерно. В настоящее время перевооружение проходят три батальона и несколько частей знакомятся с новыми системами. Для американской армии это пока капля в море.
Потом сам объём текущего контракта с американским филиалом SIG Sauer пока предусматривает поставку максимум 250 000 пулемётов и винтовок. Для армии с более чем 400 000 активных штыков это много, но не полное перевооружение. А есть ещё резерв армии США и национальная гвардия.
Кроме того, в американской армии, как, собственно, и в любой другой, много солдат, для которых непосредственный огневой контакт с противником — это не то что не норма, а нонсенс и ситуация экстраординарная. Да и зачем связистам, артиллеристам, зенитчикам и т. д. полноразмерная автоматическая винтовка почти метровой длиной и весом в 4 килограмма? Скорее всего, под новый боеприпас 6,8×51 мм (.277) карабин делать не будут, такие планы заявлены не были. Да и лёгкий карабин под такой мощный боеприпас — вещь спорная. Придётся делать ствол короче, а тогда теряются многие преимущества нового патрона, ради которых всё и затевалось, да и управляться с лёгким оружием под мощный патрон — дело непростое.
Скорее всего, карабин М4 перейдёт из категории «основное оружие пехотинца на поле боя» в категорию Personal defense weapons (PDW) (персональное оружие самообороны) и станет таким аналогом нашего АКС-74У. Правда, тогда, фактически, армия получит нагрузку в виде увеличения номенклатуры применяемых боеприпасов, но что уж тут – у богатых свои причуды.
Как бы то ни было, наследник легендарной М16 — карабин М4 из американских армейских оружейных исчезнет не скоро. Да и новая система, принятая на вооружение, — это концептуально, в общем, та же «арка», что по некоторым компоновочным решениям, что по эргономике, что, в общем, логично — бойцам проще будет переучиваться на новую систему. Так что наследие Юджина Стоунера будет жить в армии США ещё долго.
Вроде и уходит творение Юджина Стоунера, но не сейчас, не полностью, да и «наследники» во многом копируют «арку»
Источник