В тот вечер ничто не предвещало предстоящей жуткой трагедии, которая произойдет в этом зале на следующий день. Охрана у металлоискателей тщательно проверяла пришедших на спектакль зрителей: сканировала билеты, досматривала сумки. В фойе несколько фотографов снимали посетителей. Их было не так много. Спектакль камерный, верхний ярус зала в тот вечер был закрыт, билеты продавались только в партер, да он был заполнен не полностью. У входа в зал билеты проверили ещё раз, попросив оставить купленную тут же до спектакля бутылку газированной воды на стоящем неподалеку столике буфета или допить. Всё было, видимо, как всегда. Балет «Личности Миллигана» начался в 20:00.
На основе этой истории написаны книги. Самая известная, 1981 года, — роман Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана» переведен на 14 языков, в том числе на русский. О Билли, в котором жило 24 личности, снят 10-серийный сериал, документальные фильмы, а сейчас снимается художественный фильм «Переполненная комната», где главную роль должен сыграть Том Холланд. Двухактный балет, созданный на специально написанную для него музыку Эльмира Низамова, опередил выход «Переполненной комнаты».
Комната, намеченная на сцене с помощью дивана с сидящим на нем человеком с пустым взглядом и перегородки, изображающей стену, действительно переполнена толпой призраков. Они отображены на стене видеопроекцией. Это и есть личности, в которые перевоплощается Миллиган.
Проекциями призраки остаются недолго — затем материализуются на сцене. Один (эту личность Миллигана отлично воплощает в спектакле солист Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Георги Смилевски-младший) вылезает из телевизора, что стоит напротив дивана. Другие возникают на сцене из сценического мрака: сначала из темноты появляется девушка. Это Аделаида (Дина Андронова) – его альтер-личность, ожившая фантазия. Она помогает ему освободиться от удавки – телефонного провода — символа его одиночества, что обмотал его шею при попытке кому-нибудь позвонить (действие происходит в 70-е годы в США). Следом за Аделаидой появляются и новые личности: ребёнок Дейв, интеллектуал Арчи, силач Рейнджер и другие. Посредством пластики в балете созданы разные, часто противоположные образы. Они ныряют и пропадают в диване. Диван, стена, телефонный провод-петля — важные декорационные элементы спектакля, придуманные художником-постановщиком и художником по костюмам спектакля Елисеем Шепелёвым.
Создал балет «Личности Миллигана» молодой, но, судя по представленному сочинению, многообещающий и интересный хореограф, экс-премьер труппы Эйфмана Олег Габышев. Поставлен балет специально на премьере казанской балетной труппы театра им. Мусы Джалиля Олега Ивенко, известного, впрочем, не только как балетный танцовщик, но и как артист кино. В 2018 году он снялся в роли Нуреева в фильме британского режиссера Рэйфа Файнса (кинокомпания BBC Films), посвященном знаменитому на весь мир танцовщику «Белый ворон». И примет «кинематографического» стиля в балете предостаточно: компоновка эпизодов, соло — крупные планы, преподнесение роли так, как будто тебя снимают на кинокамеру, да и музыка моментами явно ориентировалась на «киношную».
Балет был задуман четыре года назад, ещё во времена пандемии. Инициатор – Олег Ивенко, ставший не только главным исполнителем, но и продюсером постановки. Артист не ждет новых ролей от начальства, а сам для себя их создаёт или, точнее, инициирует их создание: организовал команду единомышленников, которая помогает воплотить его замыслы в жизнь, нашел композитора, вел переговоры с целым рядом российских хореографов и в результате выбрал лучшую идею, позвал художника, артистов. Первая часть балета была показана два года назад. А премьера всего балета состоялась в Казанском театре оперы и балета в ноябре прошлого года в рамках фестиваля StagePlatforma. В тот вечер балет показали в Москве.
Ставить Олег Габышев начал давно. Как о хореографе заявил о себе ещё на XII Международном конкурсе артистов балета и хореографов, который раз в четыре года проходит в Большом театре. Там он получил серебряную медаль, причем «золото» в тот раз не присудили никому. Сначала это были небольшие номера, теперь Олег ставит полноценные балетные спектакли.
Много значит для него и музыкальная составляющая. В Уфе в конце прошлого года он поставил трехактный балет «Рахманинов. Симфония длинною в жизнь» — биографический спектакль, посвящённый творчеству великого русского композитора, пианиста и дирижёра. И партитура этого балета собрала в себе лучшие сочинения самого Рахманинова, а также вкрапления произведений Чайковского, Мусоргского и Карла Черни.
В балете «Личности Миллигана» хореограф работал с музыкой современного композитора Эльмира Низамова, для которого «Личности Миллигана» стал первым балетом в его творчестве. Автор музыки и хореограф работали в очень тесном сотрудничестве. Буквально так: композитор приходил на репетиции, смотрел на работу хореографа и вносил правки в партитуру. Сочинение хорошо отражает сгущающийся мрак психики главного героя.
А идея Олега Габышева действительно оказалась нетривиальной. Один из самых потрясающих артистов легендарной компании Эйфмана (из-за занятости в осуществлении собственных замыслов Олег компанию недавно покинул) и, наверное, самый яркий в последнее десятилетие исполнитель замыслов великого хореографа, он многому у него научился: его волнует та же тема постижения психофизики человеческой личности, что и Мастера… К раскрытию глубин человеческой психики Олег Габышев как раз и обратился в балете «Личности Миллигана». Здесь он исследует расщепление личности главного героя на многие составляющие.
Сложности преследуют Биллигана с детства. Отчим, пьяница, психопат и садист, постоянно избивает подростка. А возникающие в его фантазиях люди помогают ему от этой реальности уйти. Они материализуются из его подсознания. Самая драматичная сцена первого акта – расправа, которую компания шизоидных личностей устраивает над отчимом главного героя, запутав шею последнего телефонным проводом в конце первого акта.
Первоначально задуманный как моноспектакль, замысел балета трансформировался по ходу постановки в полноценный развернутый двухактный спектакль, в котором занято шесть исполнителей. Поскольку среди артистов заняты такие виртуозные исполнители, как золотой лауреат последнего московского международного конкурса бразильянец Вагнер Карвальо (исполнитель роли «качка» Рейнджера), да и сам Олег Ивенко обладает изрядной технической оснащенностью, Олег Габышев насытил свой балет виртуозными элементами исполнительской техники, сложнейшими поддержками, которые однако, как и у Эйфмана, не смотрелись как головоломные трюки, а являлись эмоциональными всплесками и отражали сложную психическую организацию главного героя.
Удачно исполнитель партии основной личности Миллигана сделал партию и актерски. Он, как некогда Ольга Спесивцева, чтобы достоверно сделать сцену сумасшествия в балете «Жизель», посещал психиатрические клиники и наблюдал за поведением психических больных с множественными личностями. Так что образ у него получился пугающе достоверный и одновременно трагически обаятельный…
Использовал Олег Габышев в своём спектакле и гротесковую пластическую лексику, которая органично легла, например, на исполнителя ещё одной личности Миллигана – Алена – Георги Смилевски (младшего). Да и вообще все роли были продуманы под стать исполнителям, с учетом их особенностей и возможностей, и смотрелась очень органично.
В музыке по просьбе постановщика композитор стилизовал и классику, и джаз, и танго, и авангард, что отразилось и на хореографии, как и у Эйфмана, базирующейся на классической лексике, обогащенной стилистикой современного танца.
В своём балете Олег Габышев лихо закручивает интригу. Второй акт происходит, по-видимому, в больничной палате. Мы видим женщину (Олеся Пичугина), одетую во что-то, напоминающее медицинский халат. Она выходит из зрительного зала на сцену и заставляет Миллигана смотреть фото его разных личностей, мелькающих у неё на планшете, сильно держа его голову в своих руках, не давая отвернуться. А потом вкалывает пациенту в шею укол.
Жесткий эксперимент заканчивается успехом. Побыв сначала «злым следователем», после укола она превращается в «доброго»: пытается помочь своему пациенту, объяснить ему, кем он на самом деле является. Одинокий Миллиган проникается к ней доверием, и между ними возникают близкие отношения. Хорошо поставленный дуэт, который танцует Олег Ивенко и Олеся Пичугина, напоминает любовный. Врач мотивировала своего пациента вытеснить из больного подсознания остальные личности. Все они лежат у ног главного героя, опутанные красным телефонным проводом. Он становится цельным и не расколотым в подсознании человеком.
Заканчивается балет неожиданно: на сцене появляется ещё один доктор, который освещает фонариком сидящую на горе матрасов в больничной пижаме Миллигана женщину, только что бывшую врачом. Докторша оказывается одной из сущностей Миллигана. Спровоцировав своим жестким экспериментом психологический шок у героя, в итоге она становится главной личностью в его подсознании.
Из-за технических сложностей зрители не смогли увидеть последние секунды финала балета. Как рассказал после спектакля сам постановщик, в тот момент, когда новый доктор подсвечивает своим фонариком бывшую врачиху, в зеркале на сцене должен был биться в стекло сам Миллиган – Олег Ивенко. В Москве финал изменили: главный герой в конце балета вырывается из стенки.