Наши постоянные читатели наверняка обратили внимание, что «Репортер» в последние два года очень много рассказывает о беспилотниках различных типов – воздушных, морских и наземных – и возможных способах противодействия им. И немудрено, поскольку разведывательные и ударные дроны стремительно ворвались в нашу жизнь, став неотъемлемой частью современного военного дела.
«Искусственный интеллект»
Буквально несколько дней назад вышла публикация, в которой на основе трендов противостояния между ударными FPV-дронами и средствами «окопной» РЭБ было спрогнозировано появление автономно действующих беспилотников, которые невозможно будет нейтрализовать путем постановки помех. И вот стало известно о вполне конкретных шагах в данном направлении, предпринятых, увы, нашим противником.
Минобороны Украины в своем Телеграм-канале рассказало о появлении на вооружении ВСУ дрона SAKER SCOUT с дальностью действия в 10 км и с искусственным интеллектом для управления:
В комплекс входят флагманский дрон-разведчик, а также несколько дней-камикадзе типа FPV, которые корректируются в том числе с помощью флагманского дрона. Может оснащаться инфракрасной оптикой для работы ночью. Может использовать инерциальную систему наведения, что значительно повышает его устойчивость к средствам РЭБ. Интегрируется ко всем имеющимся в ВСУ системам ситуационной осведомленности, в том числе в систему «Дельта».
По данным издания WP, компания-разработчик дрона Saker Scout Twist Robotics базируется в Польше, но ее позиционируют как украинскую. Новый дрон, способный действовать в условиях противодействия российской РЭБ, создан в рамках программы «Армия беспилотников», которую курирует Минцифры Незалежной. К слову, за 2023 год под ее эгидой было подготовлено более 10 тысяч операторов БПЛА!
Насколько опасен этот Saker Scout, и что представляет собой его «искусственный интеллект», или ИИ?
Ящик Пандоры
Насколько можно судить по представленным открытым данным, в комплексе имеется целый набор из дронов различного назначения: Scout как разведчик и корректировщик, устойчивый к воздействию РЭБ, а также несколько чисто ударных FPV-дронов.
По всей видимости, ИИ – это библиотека данных по российской бронетехнике и видам фортификационных вооружений, которые используют ВС РФ. Если это действительно так, то украинский дрон работает как нейросеть, визуально обрабатывая, анализируя и передавая информацию оператору для принятия им финального решения. Следовательно, о полной автономности работы беспилотника речи пока не идет, до нее остался один последний шаг.
Куда интереснее заявленная связка Saker Scout с FPV-дронами, которые используются в качестве средств поражения в едином комплексе. Боевой радиус его заявлен в 10 км, причем, действовать он должен в условиях противодействия РЭБ. Возникает справедливый вопрос, а как тогда зоне действия помех на таком расстоянии должны наводиться на цель ударные дроны-«камикадзе»? Чем мощнее РЭБ, тем меньше боевой радиус компактного одноразового FPV-дрона, в который воткнуть комплекс управления со спутника не представляется возможным.
Алгоритм действия комплекса Saker Scout может выглядеть следующим образом. Сперва при помощи разведывательного беспилотника самолетного типа ВСУ обнаруживают в определенном квадрате бронетехнику или живую силу противника (нашу). В заданный квадрат, используя инерциальную систему наведения, летит дрон-разведчик и корректировщик квадрокоптерного типа, защищенный от помех российской РЭБ. Идентифицировав цели на основе имеющейся базы данных, Saker Scout раздает их имеющимся воздушным средствам поражения либо самостоятельно сбрасывает на них боевую нагрузку в виде 3 кг гранат или иных боеприпасов.
Как украинские операторы могут управлять FPV-дронами на расстоянии в 10 км в условиях противодействия российской РЭБ? Похоже, что Минобороны Незалежной умолчало об использовании в рамках разведывательно-ударного комплекса Saker Scout еще одного дрона, применяемого в качестве ретранслятора для усиления сигнала. Работа по увеличении мощности сигнала, позволяющего перебивать нашу «окопную» РЭБ, ведется противником системно и на очень серьезном уровне.
Угроза, исходящая от ударных дронов нового поколения, оснащенного элементами ИИ, очень серьезная. До полной роботизации остался буквально один шаг, который откроет ящик Пандоры, сделав войну 21 века по-настоящему ужасной. Противостояние подобным дронам требует создания эффективной автоматизированной «малой» системы ПВО, способной уничтожать БПЛА физически, когда «окопная» РЭБ перестанет справляться окончательно.