Ее раритет — костюм Ивана Грозного, который надевал Шаляпин
В марте 2024 года исполнилось 180 лет со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова — прославленного русского композитора, члена Балакиревского кружка («Могучей кучки») и профессора Санкт-Петербургской консерватории. Этому событию посвящена выставка «Что ни опера, то сказка».
Юбилей главного музыкального сказочника отпраздновали в Мемориальном музее-усадьбе Н.А. Римского-Корсакова в деревне Вечаша Плюсского района Псковской области, где прошли его последние годы. Имение Вечаша Римский-Корсаков арендовал шесть раз. В 1907 году летней дачей семьи стала усадьба в расположенном неподалеку Любенске, который семья композитора очень полюбила. Там он успел написать свою финальную оперную сказку «Золотой петушок», и там же в 1908 году прервалась его жизнь.
О значимости Римского-Корсакова для отечественной и мировой культуры высказался директор российского национального музея музыки Михаил Брызгалов: «Римский-Корсаков воплощает в себе все черты русской фольклорной сказочности, богатство гармонического письма и способность оркестра изобразить любое явление природы. Он был примером требовательного к себе и другим, организованного, работоспособного человека».
Об этом свидетельствует богатейшее творческое наследие композитора. Он написал 15 опер — «Золотой петушок», «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Сказание и невидимом граде Китяже»… Для сравнения — у не менее великого Михаила Глинки их две. И хотя Римский Корсаков сочинял симфонические произведения, романсы, фортепианные пьесы, кантаты, своим главным жанром он считал именно оперу. Одной из центральных тем его творчества стали сказки. А за основу своих произведений он брал сказки Пушкина, драматургию Александра Островского, повесть Гоголя.
Разделы выставки посвящены важнейшим произведениям композитора, их постановкам, которые пришлись на сложные для России времена. С одной стороны, это революция 1905 года, с другой — модерн, Серебряный век. О том, как рождалась музыка Римского-Корсакова, и рассказывает экспозиция.
В деталях мы можем рассмотреть раритеты. Например, кувшин, который передавали друг другу из рук в руки две звезды оперной сцены начала XX века Варвара Эберле и Федор Шаляпин. Кувшин — реквизит оперы «Псковитянка», поставленной на сцене Московской частной оперы Саввы Мамонтова. Еще один яркий экспонат «Псковитянки» — костюм Ивана Грозного, богатейший наряд, который носил исполнитель роли царя, «царь-бас» Федор Шаляпин. Посетители выставки могут рассмотреть многосоставный костюм в деталях, разглядеть цветастый кафтан, шлем, пояс из металлических пластин, где просматривается изображение Георгия Победоносца, а также нагрудную цепь и гвоздь стенда — подлинную хевсурскую кольчугу. Весит она восемь с половиной килограммов. «Царь-бас» был в отличной физической форме, раз мог выдерживать внушительного веса сценический костюм.
Эскизы декораций и костюмов словно приглашают посетителей выставки на сцену. Так мы попадаем в оперное закулисье. Это происходит благодаря работам театральных художников — Михаила Кожина, Сергея Николаева, Вадима Рындина, Петра Ламбина.
Какая же выставка о музыке без музыки? Специально для нее Музей музыки предоставил коллекционные фондовые записи фрагментов опер Римского-Корсакова.
«Главная задача нашей выставки, — генеральный директор Псковского музея-заповедника Светлана Мельникова — состоит в том, чтобы попытаться представить, насколько это будет возможно, всю полноту бесценного творческого наследия Николая Андреевича Римского-Корсакова, которое погружает зрителя в волшебный мир русского фольклора, преобразованного гениальным композитором в новый музыкальный язык».