Разгадана тайна исчезновения его фильма «Анна Карамазофф» с Жанной Моро
На 34-м Международном кинофестивале «Послание к Человеку», проходящем в Санкт-Петербурге, открылась фотовыставка «Отражения» в честь 80-летия самого изысканного художника и режиссера российского кино Рустама Хамдамова. Сам он не приехал, поскольку крайне редко выходит в свет. Многие думают, что живет Хамдамов в заморских странах, а он в это время тихо и без шумихи работает в Москве.
В здании 1914-1916 годов, где теперь располагается кинотеатр «Родина», представили работы трех фотохудожников — покойного Александра Самойлова, давно живущего в Париже Георгия Пинхасова и Владимира Клавихо-Телепнева, стараниями которого выставку и удалось организовать. Все они в разное время запечатлели нематериальный и исчезающий мир Рустамам Хамдамова. И теперь их работы украшают не только стены, но парят под сводами старинного здания. Фотографии Пинхасова и Клавихо-Телепнева представлены впервые.
Каждый из участников представлен на равных – только девятью фотографиями. Александр Самойлов, будучи штатным фотографом «Мосфильма», запечатлел на фотопленке образы утраченного фильма Хамдамова «Нечаянные радости» с дивной Еленой Соловей. Пока Хамдамов снимал свое кино, он параллельно фотографировал его актрис. И сегодня, если бы не Самойлов, мы бы не имели представления об исчезнувшей картине, негатив которой был смыт по указанию Госкино.
Спустя тридцать лет Владимир Клавихо-Телепнев повторил опыт друга, но уже на съемках «Вокальных параллелей». Он тоже снимал актрис Хамдамова. Завершил фототрилогию Георгий Пинхасов. Он фотографировал «Мешок без дна» не на площадке, а на премьере фильма на Роттердамском кинофестивале 2018 году. И поскольку снимал с экрана, то получились снимки в необычном отражении.
На открытии выставки Алексей Учитель рассказал, что они с Пинхасовым однокурсники, вместе учились на операторском факультете ВГИКа. Специально приехал из Москвы выдающийся оператор Юрий Клименко. Он — ровесник Хамдамова, снимал с ним «Анна Карамазофф» с Жанной Моро. Ему был задан каверзный вопрос, где же этот фильм, который довелось увидеть единицам. Фильм участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля, а потом исчез. В 1990-е автору этих строк довелось его увидеть на камерном мероприятии в честь Хамдамова. Негатив фильма до сих пор остается под замком у французских правообладателей. Клименко сказал, цена вопроса — 200 тысяч евро. Удивительно, что до сих пор не нашелся в России меценат, готовый вернуть нам этот шедевр.
Фильмы на выставке как сны. Они есть, и их нет. Какие-то отблески и отражения, воспоминания об утратах, которые продолжаются и в наши дни. Помимо выставки на фестивале собрали ретроспективу Хамдамова, из которой в последний момент исчезли «Вокальные параллели» 2005 году. Их заменили картиной «В горах мое сердце» 1967 года. Связано это, скорее всего, с тем, что сценарий написан с недавних пор живущей в Париже Ренатой Литвиновой, сыгравшей также одну из ролей. Что это, цензура свыше или самоцензура? На расспросы о замене был дан ответ, что возникли трудности с правообладателями. «Вокальные параллели» снимались совместно с Казахстаном. Надеемся, что «Мешок без дна» никуда не исчезнет.
В его основе — новелла «В чаще» японского писателя Рюноскэ Акутагавы, по которой в 1950-м снял фильм «Расемон» Акира Куросава. Хамдамов работал над фильмом пять с половиной лет, когда уже никто и не ждал его возвращения в кино. На протяжении нескольких лет он работал в парижских домах высокой моды, создавал украшения по заказу знаменитой американской компании, творил как художник. Возвращение в кино было трудным. Денег на проект не было. Спасла прекрасная дама из медицинской сферы.
На «Послании к Человеку» «Мешок без дна» представят актрисы — сыгравшая фрейлину при дворе Александра II Светлана Немоляева, прекрасная Царевна Лебедь Елена Морозова, словно сошедшая с полотна Врубеля, Анна Михалкова, которой досталась роль Женщины в доме князя. Хамдамов все создавал своими руками, например, шторы из оберточной бумаги для автодеталей. Он нашел чехословацкие брошки для кокошников, из каких-то сундуков извлек головные уборы из несостоявшейся «Рабы любви», которую потом снял Михалков. В умелых руках мастера иногда из ничего создавалась сияющее великолепие на экране.
Фестивальные афиши украшают контуры лица прекрасной дамы работы Хамдамова, руку которого моментально узнаешь в тысячах вариаций. Однажды автору этих строк довелось нести в багетную мастерскую картину Хамдамова через улицы и каналы Амстердама. Это был подарок мастера нашей общей подруге Ольге Сурковой, давно живущей в Голландии. Картине требовалась рама, и пока она «плыла» по городу, не было ни одного прохожего, который бы не остановился и не задал вопрос о том, что это за чудо.