Верховный суд ДНР вынес приговор по самому крупному по количеству обвиняемых уголовному делу, возбужденному в ходе СВО. К срокам от 27 до 29 лет были приговорены сразу 33 украинских морских пехотинца и танкиста, признанные виновными в обстрелах жилых домов и социально значимых объектов гражданской инфраструктуры в пяти населенных пунктах республики.
Перед судом в Донецке предстали 33 военнослужащих 36-й бригады морской пехоты, а также 17-й отдельной танковой бригады. Учитывая количество подсудимых, для них был выделен самый большой зал суда, в котором сварили «клетку», рассчитанную для содержания целого армейского взвода. Разбирательство началось в декабре прошлого года.
В его основу легло уголовное дело по ч. 1 ст. 356 УК РФ (применение в вооруженном конфликте запрещенных средств и методов), п. «е», «ж», «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство общеопасным способом по мотивам политической и идеологической вражды) и о покушении на совершение аналогичного преступления, а также ч. 2 ст. 167 УК РФ (умышленное повреждение чужого имущества путем взрыва, повлекшее причинение значительного ущерба), расследованное СКР.
По данным следствия и надзиравшей за ним прокуратуры, с 24 февраля по 10 марта 2022 года неустановленные должностные лица из числа командования ВСУ, понимая, что удерживать боевые позиции в населенных пунктах Заиченко, Саханка, Дзержинское, Сартана и Талаковка ДНР не представляется возможным, отдали заведомо незаконный приказ буквально сровнять их с землей огнем из орудий. В свою очередь, военнослужащие, командиры установок, наводчики, заряжающие и проч., говорится в деле, «объединились для достижения преступной цели — совершения актов нападения на гражданское население и гражданские объекты ДНР».
Огонь по представителям «социальной группы, не поддерживающей украинскую власть» велся из САУ 2С1 «Гвоздика» и 2С3М «Акация», находящихся на боевых позициях в ПАО «Азовмаш» (Мариуполь).
По подсчетам участников разбирательства, выстрелы из 122-мм и 152-мм орудий уничтожили больше 40 жилых домов, а также учебные заведения, магазины и оставленные на улицах автомобили. К счастью, большинство жителей пригородов Мариуполя успели укрыться в подвалах, а потому не пострадали. Тем не менее без жертв не обошлось. От осколочного ранения в живот скончался 17-летний житель поселка Талаковка, а в Саханке женщина получила контузию и травмы, оказавшись под развалинами собственного дома.
Артиллеристы сдались в плен в окруженном «Азовмаше». Они сотрудничали со следствием, признавая свою вину.
Тем не менее приговор оказался довольно жестким. По требованию гособвинителя из военной прокуратуры объединенной группировки войск в Донбассе все 33 подсудимых получили от 27 до 29 лет в колониях строгого режима. При этом наиболее крупный срок достался офицеру Роману Шостаку, командовавшему САО.
Следует отметить, что процесс в Донецке стал одним из самых массовых по количеству фигурантов. Однако и он уступает процессу 2009 года, когда на скамье подсудимых Верховного суда КБР оказалось более 50 участников нападения боевиков на Нальчик. Пятеро из них были приговорены к пожизненному сроку, трое отбывших наказание под следствием и судом отпущены, а остальные получили до 23 лет лагерей.