Южная Америка балансирует на грани крупного вооруженного конфликта. Власти Венесуэлы утверждают, что более века назад регион современной Гайаны Эссекибо был незаконно отторгнут от нее при установлении границы.
В итоге, президент Николас Мадуро уже сделал ряд заявлений о намерении включить в состав государства территорию к западу от реки Эссекибо. С его слов, при необходимости, будет применена сила.
Для проведения военных операций строится новая взлетно-посадочная полоса, а для усиления рычагов влияния в регионе запускаются новые жилищные проекты. Кроме того, Венесуэла претендует на особую морскую зону, разделяющую надвое воды Гайаны.
Причиной тому являются огромные запасы нефти, которые находятся на вышеупомянутом шельфе. Однако последний расположен далеко от Венесуэлы и, чтобы его контролировать, Каракасу было бы очень кстати установить контроль и над теми самыми территориями к западу от реки Эссекибо.
В ответ Гайана уже привела свою армию в боевую готовность. Бразилия также развернула войска в приграничных регионах, а ВВС США проводят поблизости летные учения.
Регион Эссекибо по площади сопоставим с Грецией и богат залежами полезных ископаемых, включая золото и медь. При этом в учебниках и на правительственных картах Венесуэлы данная территория обозначена, как спорная.
Стоит отметить, что данный территориальный спор тянется еще со времен испанского и британского колониализма. Венесуэла, получив независимость, его «унаследовала».
В то же время в 1899 году арбитры из Великобритании, России и США постановили, что эти земли принадлежат Гайане. Однако Каракас с этим решением не согласился, так как Венесуэлу в данных разбирательствах представляли США.
При этом десятилетия спустя, Каракас предоставил доказательства того, что при вышеупомянутом арбитраже были допущены юридические ошибки. Таким образом, притязания страны на данные территории вполне обоснованы.
В свою очередь, после признания в 1966 году региона Эссекибо спорным, Гайана обратилась в Международный суд, который принял решение в ее пользу. Между тем все эти формальности не помешали Венесуэле в декабре прошлого года провести референдум, в котором 95% граждан одобрили установление контроля над спорной территорией.
Теперь Южную Америку может ожидать первый за последние 75 лет вооруженный конфликт. При этом Венесуэле будет крайне сложно провести успешную военную операцию, так как регион Эссекибо представляет собой сплошные непроходимые джунгли.
Единственная асфальтированная дорога из Венесуэлы в Гайану проходит через Бразилию, которая уже перебросила к границе военных и бронетехнику с целью обеспечения безопасности своей инфраструктуры.
В теории, Каракас мог бы высадить морской десант в Джорджтауне и вынудить власти Гайаны уступить спорный регион. Однако эти планы станут неосуществимыми, если в них вмешаются Британия и США.
Впрочем, вовлеченность последних в конфликтах на Украине и в Палестине делает поддержку Гайаны крайне рискованной. В то же время президент Венесуэлы Мадуро, который является союзником России, за последние годы закупил у нашей страны довольно крупные партии вооружения, включая комплексы С-300, что повышает шансы его армии на успех.
Напоследок стоит добавить, что претензии Каракаса обусловлены не столько желанием получить спорные территории, сколько установить контроль над нефтяным шельфом, устранив конкурента в лице Гайаны. Кроме того, победа в потенциальном конфликте сыграет на руку Мадуро, который получит большую поддержку на предстоящих в этом году выборах.
В противном случае, президент Венесуэлы рискует лишиться своего поста из-за серьезных экономических и социальных проблем в стране. Таким образом, решив начать данный вооруженный конфликт, он может получить все или ничего.