Месяц назад Константин Богомолов был назначен худруком Театра Романа Виктюка, сохранив должность руководителя Театра на Бронной (с июня 2019 года).
Отвечая на вопросы журналистов, Богомолов сразу сказал, что слияния двух трупп не планируется. Но серьезных перемен не избежать. Бренд, стиль Виктюка, его режиссерский почерк сохранять невозможно. Законсервировать всё в прежнем виде тоже смысла нет: театр — не музей. И не башня из слоновой кости, как любит говорить Богомолов. А живое пространство, где всё происходит здесь и сейчас. Новый худрук обещает принести новый стиль, новую энергию, новое, современное чувство времени. Пригласит новых режиссеров, актеров…
Перемены уже начались. Одно из существенных изменений случилось на днях. Театр Романа Виктюка, бывший ДК Русакова, отныне именуется Сценой «Мельников». В честь великого русского архитектора-конструктивиста Константина Мельникова. Логика переименования понятна: в здании, построенном по его проекту, и находится театр.
С морально и эстетически устаревшими спектаклями придется расстаться. «Репертуар надо обновлять. Это процесс неизбежный», — говорил Богомолов ещё месяц назад.
Тотальной зачистки не будет. Но часть спектаклей уйдут из репертуара. Одни – навсегда, другие — временно. «Расставание со спектаклями, как и с прошлым, — всегда болезненно. И мы отлично осознаем это, но полагаем принимаемые решения единственно верными. Театр – не музей, и жив театр только когда открыт к переменам. Пройдет время, и совсем скоро Сцена «Мельников» станет точкой притяжения всех любителей драматического искусства», — в соцсетях сообщил Богомолов и дирекция театра.
Уже отменены несколько названий (их нет в афише на август и на сентябрь): «Последняя любовь Дон Жуана», «Иллюзии любви», «Почти смешная история. (Лакейские игры)», «Федра», «Маскарад Маркиза де Сада», «Несравненная» и… эпохальные «Служанки», манифест и главный триумф Виктюка, спектакль-кормилец театра. В конце 80-х «Служанки» ошеломили ещё не пуганную режиссерскими экспериментами советскую публику: артисты- мужчины играли женщин в роскошных женских платьях.
На протяжении десятилетий Виктюк несколько раз восстанавливал «Служанок», делал новые редакции, менял актерский составы… Но «Служанкам» уже 35 лет. И они давно морально устарели. И кого сегодня шокирует мужчина в женском платье на сцене? Такое есть почти в каждом спектакле того же Богомолова.
Не успел он переименовать театр и снять несколько спектаклей Виктюка, как в его адрес полетели стрелы: жалобы и петиции от разгневанных «защитников театра». По их мнению, Богомолов совершил «вопиющий акт насилия над современным театром», сняв с репертуара спектакли Виктюка. Еще «более вопиющий поступок» он совершил, когда задумал переделать спектакль «Федра» и выпустить его в обновленной редакции…
Бдительные граждане требуют остановить «театральный беспредел» Богомолова и вернуть прежнее название театру. Почти нет сомнения, что эти же люди несколько лет писали такие же петиции против Виктюка, и про беспредел, и про эпатаж, «переходящий все границы»…
Театр в Сокольниках или как сегодня — Сцену «Мельников» — ждет обновление. И этого не нужно пугаться. В сентябре (пока все в отпуске) Константин Богомолов представит план постановок на новый сезон. Ну а память о режиссере Романе Григорьевиче Виктюке сохранится на сайте (сейчас он в процессе обновления), в юбилейных мероприятиях. Со временем появится на здании его мемориальная доска.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Новые русские сериалы: Брекоткин опять переодевается в тещу, Мерзликин воскресает, а Ефремов впадает в кому (подробнее)