Любители советского кино не могли не знать его в лицо. Яркая, мужественная внешность, запоминающийся голос очень нравились режиссерам, которые в 1970-х-1980-х годах буквально засыпали его предложениями.
Юный техник
За четверть века работы в кино Юрий Гусев успел сняться более чем в сотне фильмов. Но жизнь его оборвалась внезапно и нелепо…
Он родился в 1936 году в семье военного. Отец Юрия погиб на фронте в 1943 году, мама, Ольга Егоровна, растила его в одиночку. Всю жизнь актер был очень привязан к матери.
В детстве его называли не иначе, как «юный техник». Пока другие мальчишки на улице гоняли мяч, Юра часами возился с радиодеталями. Починить радиоприемник или собрать новый из разных деталей для него не составляло труда.
Так что нет ничего удивительного в том, что, окончив семь классов 182-й московской школы, Юрий Гусев поступил в Московский электромеханический техникум Министерства судостроительной промышленности.
Учился он хорошо, а еще очень быстро стал звездой самодеятельности – вел практически все вечера и концерты, читал со сцены стихи и басни. Друзья в техникуме говорили ему, что он настоящий артист, но Юрий только отмахивался. Он хотел получить настоящую профессию, встать на ноги, чтобы помогать маме.
Техникум Юрий Гусев окончил в 1955 году, и осенью того же года его призвали в армию. В те времена в Советской Армии срок службы составлял три года, а на флоте и вовсе четыре.
Начальник лаборатории уходит в актеры
Вернулся домой бравый солдат в ноябре 1958 года. Вряд ли тогда Юрий догадывался, что форму ему придется носить еще не раз, в том числе и генеральскую.
Он поступил на работу во Всесоюзный НИИ электроники и радиотехники. Профессионализм Гусева быстро оценили, и он за три года вырос от простого техника до начальника радиотехнической лаборатории Института ревматизма АМН СССР.
Для дальнейшего успешного развития карьеры нужно было получить высшее образование, и Юрий действительно поступил на вечернее отделение. Вот только выбор вуза оказался для коллег полной неожиданностью — актерский факультет Театрального училища имени Щепкина.
Гусев, к тому времени твердо знавший, что одной профессией он овладел, решил попытать счастья в ремесле, которое до этого было для него просто хобби.
«Щепку» он закончил в возрасте 30 лет. Многие к этому моменту уже становятся звездами первой величины, а Юрию приходилось делать первые шаги в профессии.
Его распределили в Театр имени Моссовета, но проявить себя на этой сцене Гусев не смог. Через три года он подал заявление об уходе.
Возможно, режиссер не видел перспектив у «переростка» с вечернего отделения, а, может быть, и сам Юрий понял, что не сможет реализоваться в полной мере в условиях театра.
Чем недоволен министр Щелоков?
Как бы то ни было, уходил актер не в пустоту – ему стали поступать предложения о съемках в кино.
В 1967 году он сыграл дебютную роль в картине «Поиск», а спустя два года его пригласили в ленту «Развязка». Это был приключенческий детектив о работе советской контрразведки, и Юрию Гусеву досталась одна из главных ролей – следователя КГБ Андрея Батурина.
У фильма оказалась непростая судьба. Дело в том, что в первоначальной версии, называвшейся «Амнистии не подлежит», вражеский агент скрывался под личиной сотрудника милиции. Это вызвало гнев главы МВД СССР Николая Щелокова, написавшего письмо в ЦК КПСС: «Вызывает справедливое возмущение не только злостное искажение облика работника милиции, но и очевидная фальсификация действительности. В истории советской милиции не было случая, чтобы её руководящий работник стал бы агентом империалистической разведки. Обращает на себя внимание вредная тенденция сюжета, которая фактически противопоставляет органы КГБ, разоблачившие предательскую деятельность работника милиции, органам внутренних дел».
В итоге фильм пришлось переснимать чуть ли не полностью, и выпускать под другим названием. Но главное, что Щелоков словно предчувствовал – в итоге его собственную карьеру и жизнь разрушит как раз-таки жесткое противоборство его ведомства с КГБ СССР.
Несмотря на то, что критики отнеслись к ленте скептически, «Развязка» стала одним из лидеров кинопроката 1970 года, и первую заметную киноработу Юрия Гусева оценили положительно.
«Наш» или «не наш»?
В 1971 году на экраны вышел фильм «Конец Любавиных» по роману Василия Шукшина. Партнерами Юрия Гусева, сыгравшего Макара Любавина, были Марианна Вертинская, Вацлав Дворжецкий, Георгий Жженов, Армен Джигарханян.
В 1970-х годах Гусев снимается во многих картинах, ставших настоящим событием – «Пропавшая экспедиция», «Хождение по мукам», «Два капитана», «Золотая речка», киноэпопея «Верный зов».
Роли были, в основном, второстепенными, но актер справлялся на «отлично», и быстро набирал популярность. Юрий Гусев одинаково убедительно смотрелся как в роли положительных героев, так и отрицательных персонажей. Это позволяло режиссерам ставить зрителей в тупик – не всегда было сразу понятно, кто же на самом деле герой в исполнении Гусева, «наш» или «не наш»?
Это ярко проявляется в ленте «Сыщик». Его персонаж появляется в купе вместе с преступником и очень волнующимся юным милиционером, которого отправили на первое серьезное задание. Кажется, что перед нами обычный командировочный, любящий побалагурить, но вскоре выясняется, что опытный оперативник Гуладзе, в отличие от юного коллеги, просто умело перевоплощается, дабы не вызывать подозрений у злоумышленника.
В фильме-катастрофе Александра Митты «Экипаж» Юрий Гусев не указан даже в титрах. Он играет одного из участников совещания по спасению самолета. Но ему достаточно произнести буквально пару фраз, чтобы стало понятно, насколько серьезна сложившаяся ситуация. Полное отсутствие фальши в работах демонстрировало высочайший профессионализм актера.
От комедии до фантастики
В одном только 1980 году вышло сразу 10 фильмов с участием Юрия Гусева. Он успешно воплощал образы сотрудников милиции и мафиози, советских чекистов и западных шпионов, порядочных людей и отъявленных мерзавцев. Была даже роль в фантастическом фильме «Звездный инспектор».
Кажется, что такой универсализм даже несколько мешал Юрию Евгеньевичу. Главные роли зачастую отдавали другим, а его звали на второстепенные, призванные обеспечить сюжету глубину.
Если это и задевало актера, то виду он не подавал, принимая все новые и новые предложения. «Родня», «Возвращение резидента», «Мы из джаза», «Анна Павлова», «Битва за Москву», «Вариант «Зомби», «Зимний вечер в Гаграх»…
Гусев никогда не боялся работы – и в молодости, трудясь радиотехником, и в актерской ипостаси.
Жена и дочь
Несмотря на привлекательную внешность и природное обаяние, Юрий Гусев не имел, подобно многим коллегам, репутации плейбоя. В 1968 году его супругой стала актриса Центрального детского театра Марина Кузнецова.
У Марины и Юрия были схожие биографии. Она тоже не сразу пришла в актерскую профессию. Сначала окончила Московский энергетический институт, работала радиоинженером, но в 1961 году поступила на вечернее отделение актерского факультета Театрального училища им. М.С.Щепкина. В начале 1970-х Марина Кузнецова стала диктором Всесоюзного радио. В течение более чем четверти века Марина Александровна была одним из главных радиоголосов СССР и России.
В 1969 году у Марины Кузнецовой и Юрия Гусева родилась дочь, которую назвали Татьяной. Росла девочка в артистической среде, и неудивительно, что в итоге она продолжила дело родителей.
В 1991 года Татьяна Кузнецова окончила театральное училище имени Щукина, и многие годы служила в Российском академическом Молодежном театре. С 2015 года она играет израильском Театре Комедии — Comedy Israel.
Дебютом в кино для Татьяны Кузнецовой стала эпизодическая роль в фильме Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф», премьера которого состоялась в мае 1991 года в рамках конкурсной программы 44-го Каннского кинофестиваля.
Увидеть то, как дочь делает первые шаги в профессии, Юрию Гусеву было не суждено.
Гибель в кино, гибель в жизни
В конце 1980-х он продолжал много сниматься – в 1989 году на экраны вышли фильмы «Коррупция», «Криминальный квартет» и «Светик», в 1990 году «Взбесившийся автобус» и «Фанат-2».
В начале 1992 года на экраны вышел детектив «Глухомань». По его сюжету, майор ВВС Виктор Колосов, роль которого исполняет Геннадий Корольков, расследует загадочную гибель старого друга, подполковника Звягинцева. Роль Звягинцева, с которым расправляется мафия, стала последней работой Юрия Гусева, которую зрители увидели через год после того, как его не стало. На экране он появляется только в самом начале картины.
В январе 1991 года актер отправился на съемки очередного фильма в Ташкент. Он пребывал в прекрасном расположении духа, был настроен на серьезную работу.
Никто толком не успел понять, как это случилось. Артист оступился и упал, ударившись головой. Его доставили в больницу, где врачи диагностировали перелом основания черепа. 19 января 1991 года Юрия Гусева не стало. Он всего месяц не дожил до своего 55-летия.
Актера похоронили на Хованском кладбище столицы. Рядом похоронена мама Юрия Евгеньевича, пережившая любимого сына на год.
Накрывавший страну политический хаос и упадок кинематографа в 1990-е годы привели к тому, что для многих зрителей новость о трагедии прошла незаметно. Поэтому вопрос «Куда делся Юрий Гусев?» звучал еще очень долго.
Ни званий, ни государственных наград Юрий Евгеньевич, несмотря на весь свой талант и массу достойнейших ролей, так и не получил. Единственной наградой ему остается зрительская память.