Создавая семью, каждый надеется жить вместе с партнёром долго и счастливо. Получается не всегда и не у всех. Социологи отмечают, что счастье в семье не зависит от социального уровня и количества денег, а определяется способностью супругов дарить друг другу радость. Имеет ли при этом значение, кто в семье главный?
Галина считала дни до долгожданного отпуска. Широкие пляжи, ласковый океан, гостеприимная Куба… О предстоящем семейном отдыхе «кричали» три новых купальника, сидевшие как влитые после полугодового похудения.
За две недели до вылета Андрей сказал, что поездка на Кубу отменяется, а летят они на Алтай, там собираются его друзья, и он не может это пропустить. Он так решил.
Опыт тысячелетий
Инстинктивно люди всегда объединялись вокруг сильных лидеров. Назывались они по-разному, но нужны были для достижения поставленной цели. Кто становился главным? Чаще всего самый сильный, или богатый, или харизматичный, или обладающий всеми этими качествами сразу. Такие же традиции сложились и в семье. Но привилегии дополнялись и ответственностью.
В Священном Писании об этом чётко сказано, напоминает отец Александр Дьяченко, автор книг о семье. Главой семьи является мужчина. За ним идёт женщина, вместе они воспитывают детей. Этому патриархальному укладу более 2 тыс. лет, но Церковь и сегодня настаивает на его актуальности.«Когда я сказал отцу, что женюсь, он посоветовал мне, пока не поздно, бежать, – смеётся батюшка. – Я возразил: мол, люблю будущую жену. «Я тебя предупреждал, – напомнил отец уже после свадьбы. – Теперь твоя жена – моя законная невестка. Если она родит тебе ребёнка, а ты захочешь уйти, то на порог своего дома я тебя больше не пущу!»
Люди должны быть готовы к браку: муж – понимать, что обеспечивает семью, потому что на жене будут дети. Она его опора, хранительница очага. Возможен и паритет, но не унижение – это путь в никуда.
«Цель семьи – продолжение рода, – говорит священник. – И если каждый будет выполнять свою функцию, то у семьи есть хорошее будущее».
Всем правят женщины?
Кстати, стремление к паритету в семейной жизни сформировалось в советское время. Тогда не было заметного разделения по доходам, а финансовым хранителем семьи чаще выступала женщина. В перестройку равенство супругов рухнуло. Наиболее богатые мужчины находили новых жён, оставляя бывших на бобах. Дамы в отместку ещё сильнее эмансипировались, научились зарабатывать и содержать не только себя, но и близких. И заявили себя на роль «главных». «Даже народные поговорки отдают главенство в семье женщине, независимо от того, кто и сколько зарабатывает, – отмечает врач-психотерапевт, доцент кафедры психотерапии Московского института психоанализа Владимир Файнзильберг. – Определяет лидерство статус матери. Кстати, такой подход перекликается и с поведением животных: в их среде авторитет принадлежит тому, кто их кормит. У людей так же: именно женщина чаще готовит и подаёт еду на стол. Если отбросить всю «шелуху», то женщина стоит во главе любого общества».
Подтверждает это и этнограф-искусствовед, заслуженный деятель культуры Дагестана Фатима Гаммадова: «Внешне в Дагестане декларируется абсолютная прерогатива мужчины в решении любых вопросов. На деле же в большинстве семей мужчина обязательно дома обсуждает вопрос, который выносится на решение других мужчин. А жена или мать всегда найдут возможность направить его в нужное русло. Это «поверхностный» патриархат, на самом деле существует глубочайшее уважение к женщине».
Спокойствие важнее
Так кто же всё-таки должен быть главным в семье? Никто, считает менеджер одного из столичных банков Анна Филатова. Бывают периоды, когда главной становится она – больше зарабатывает, статус выше, характер жёстче. Но случались и сложные времена, когда какая-то проблема оказывалась ей не по силам. «Тогда муж брал знамя в свои руки и становился главным, – признаётся Анна. – А я уходила в тыл и была его «группой поддержки».
Нет никакого незыблемого семейного «трона». Смысл семьи – в помощи друг другу, в принятии решений, которые на пользу обоим. Какая разница, кто и что делает, если вам хорошо вместе?
Предприниматель Сергей Репин считает, что вообще неважно, кто в семье зарабатывает, – это должен делать тот, у кого лучше получается. Жена его занимается семьёй и домом. «Но это не значит, что она зачислена в «секретарши», а я её босс, – смеётся Сергей. – Её настроение определяет атмосферу в доме и в итоге моё желание зарабатывать для семьи. Поэтому кто главнее – ещё вопрос».
Сергей признаётся, что уже потерял семью в прошлом браке, не сумев оценить заботу бывшей жены. «Работа над ошибками проведена, и сейчас самое важное – спокойствие дома. А кто при этом добытчик, не имеет значения».
В гармоничной семье вопрос распределения полномочий вообще не стоит, считает руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский. А вот возникающее соперничество разрушает отношения. «Это пустая конкуренция за главенство, – убеждён он. – Кто-то обязательно победит, но это пиррова победа. Вероятно, такая семья себя изжила». Галина не приняла решение мужа и отказалась лететь с ним на Алтай. Отпуск был испорчен, как, видимо, и их дальнейшая семейная жизнь.
Как договориться друг с другом
Доктор психологических наук, профессор, семейный психолог Илья Слободчиков:
– Когда люди умеют договариваться и слышать друг друга, они не разбегутся при первой же ссоре. Конечно, тут играет роль воспитание. Если мальчику с детства внушали, что весь мир вращается вокруг него, а девочке – что муж должен быть непременно добытчиком, брак долго не продержится.
Если кто-то из супругов не работает, это не даёт права второму постоянно попрекать партнёра. Позиция в духе «я содержу весь дом, не подходите ко мне, папа отдыхает» к хорошему не приведёт. Брак – это совместные действия: когда одному тяжело, другой спокойно принимает на себя его домашние обязанности и не чурается ни суп сварить, ни полы помыть. Если у обоих в семье будет понимание того, что другой тоже человек и тоже имеет право уставать и быть занятым, что-то не успевать, то всё будет значительно проще.