Дело в том, что система обязательного страхования автогражданской ответственности демонстрирует значительные недостатки. В первую очередь, негативное отношение к ОСАГО связано с завышенными ценами на полисы. Даже под предлогом штрафных санкций многие водители решают обходиться без этих страховок, предпочитая не связываться с дополнительными расходами и сложностями.
Хотя страховые компании получили возможность устанавливать как более низкие, так и более высокие тарифы, в среднем стоимость ОСАГО для рядового автомобилиста выросла. Страховщики используют любые лазейки исключительно для того, чтобы повысить цены.
В последнее время из-за зарубежных санкций цены на автозапчасти подскочили на 50-70 процентов. Однако в каталогах страховых компаний отмечен лишь скромный рост на 20-25 процентов, что явно не отражает реальную картину. Более того, Центробанк дал добро страховым организациям учитывать стоимость запчастей от поставщиков дешевых дубликатов, что, в свою очередь, приводит к значительному снижению выплат по страховым случаям и ухудшению качества ремонтных работ.
Если первая волна отказов автомобилистов от страхования была связана с высокой стоимостью полисов, то теперь люди стали избегать их приобретения из-за уменьшения выплат по страховым случаям.
Кроме того, водители мотивируют отказ от ОСАГО из-за того, что в случае попадания в ДТП с водителями без страховок им не выплатят возмещение. В таких ситуациях им придется своими силами взыскивать компенсации через суд. Эти сложности могут привести к тому, что в последующие два-три года количество людей, отказывающихся от полисов, вырастет до 40 процентов.
По мнению экспертов, в будущем цены на страховку будут продолжать расти, а владельцев автомобилей будут все настойчивее вынуждать приобретать полисы. Это будет достигаться посредством усиленного контроля: наличие полисов будут мониторить через камеры ГАИ, а размеры штрафов значительно увеличатся.