Возможно, Центральный Дом актера на Арбате давно не видел такого скопления молодежных музыкальных звезд. Среди участников концерта обозначились имена, ставшие культовыми для тех, кому за семнадцать — БАЗАР и Passmurny (Пасмурный, но это не точно), а также Lx24 и Варя Демидова.
Несмотря на пестрый лайн-ап, большая часть зрителей пришла в Центральный Дом Актера не только ради музыки. Владислав Маленко — в прошлом актер одного из самых поэтичных столичных театров, Театра на Таганке — организовал этот концерт вместе с собственной творческой командой «Артмеханика» — так называется разговорное рутуб-шоу, в котором Влад Маленко и Ольга Ершова обсуждают современные явления из мира культуры.
Зрители расселись — самыми счастливыми почему-то казались те, кто сидели прямо на ступеньках. Песни, из-за которых этим вечером в зале яблоку было негде упасть, написали современные поэты и финалисты «Филатов феста» — фестиваля молодой поэзии имени Леонида Филатова, который тоже учредил Влад Маленко.
Маленко подошел к синтезу поэтического слова и музыки неформально — и это было понятно с первых нот концерта — то есть, с приветствия. Под нестройный хор зрительских аплодисментов:
— Ребятушки, а дайте ритма, ритма, а? Я бы хотел спеть прелюдию! Артмеханика — это машина по-древнегречески, машина — это взаимодействие узлов и механизмов, разных видов искусств… поэтов и музыкантов…
Четыре творческих тандема — четыре разных по ритму и настроению музыкальных композиции. Открыл музыкальный вечер Lx24 — в неизменных темных очках и черной кепке. Стихи Полины Корицкой — личную и немного интимную лирику о том, как иногда наблюдательны бывает оставленные и расстающиеся — он переложил на мелодичную поп-мелодию с ярким, заедающим в голове припевом: «Лето прощай, лето привет!».
Музыкант рассказал, что новую песню он дорабатывал долго — она прозвучала еще на прошлом концерте — но первая версия трека показалась ему сырой.
Стихотворение Корицкой зацепило исполнителя строчкой «Мы не виделись шесть сантиметров волос, в общей сложности будет двенадцать» — лихую поэтическую метафору Lx24 посчитал современным панчем. Стихотворение, на которое написано «Лето прощай, лето привет!» взяли из поэтического сборника Полины Корицкой «Посмотри, Одиссей» — его сравнивают с лирическим дневником современной Пенелопы. Мифическая героиня ждет своего мужа Одиссея, ушедшего на Троянскую Войну — и потому отвергает все ухаживания женихов с Итаки. Кажется, что современная Пенелопа больше никого не ждет — и предпочитает оставаться в только ради собственного спокойствия.
Группу БАЗАР на сцене приветствовали бурными аплодисментами. В «анамнезе» дуэта двух Дмитриев (Дмитрий Милаев — Дима — и Дмитрий Неустроев — Митя) — оптимистичные синглы про «сказочный мир городских обочин», переложенные на инди-мотивы и ритм-энд-блюз.
Песни, которые оказались знакомы публике до последнего слова, дополнили пространной музыкальной аранжировкой — особенно мощно звучало со сцены соло на трубе. Для музыкально-поэтического проекта исполнители выбрали стихотворение Артема Рагимова — полуфиналиста X Филатов Феста.
Трек назвали по первой строчке — «Потому что до неба растут дома». Строчки — простые, в некоторых образах до болезненного осязаемые и похожие на короткое письмо домой прямиком из космоса:
— Ну а впрочем — освоился на Луне,
забираюсь на кратеры поутру;
иногда прилетает метеорит.
Стихотворение переложили на неторопливый гитарный бой на манер речитатива — получилось что-то вроде камерного и уютного блюза, приправленного этникой. В одном из интервью музыканты рассказали, что познакомились они в культовом Джазовом Клубе Алексея Козлова — оба участника дуэта работали там барменами. Дима — пока учился в вузе, а Митя — сразу после выпуска из университета. Артема Рагимова они не знали — творческий тандем складывался на расстоянии, а увидеться с автором стихотворения получилось только в Центральном Доме Актера. Сам поэт был краток:
— Что меня удивило и порадовало — то, что ребятам удалось создать песню, совсем не меняя текста в моих стихах. За это им отдельное спасибо!
Варя Демидова представила композицию «Алфавит» на стихи Александра Антипова. Исполнительница, звучание песен которой обоснованно сравнивали с иконой электро-попа MARINA AND THE DIAMONDS, сыграла песни на собственные стихи — сначала на гитаре, а потом — за синтезатором. Немного наивно, но зато честно — про то, как может звучать любовь, лишенная ярлыков и предрассудков.
Позднего появления группы pussmurny, судя по всплескам аплодисментов, ждали долго. Музыканты, опровергая русскоязычную транскрипцию своего названия, на выступление пришли в ослепительно белом. Ребята написали песню на стихи победительницы X Филатов Феста Софьи Юдиной — «Руки, пахнущие морем».
Одну особенность прошедшего концерта точнее всего опишет подслушанный на выходе диалог:
— Я не знала ни одной песни!
— Сзади меня был, наверное, целый ряд девчонок, который знал слова всех, понимаешь, абсолютно всех песен.
Соединить поэзию и музыку — идея не новая. Опыт синтеза у двух направлений искусства богатый, и насчитывает по меньшей мере несколько веков. Хотя в исполнении творческой команды задумка стала по-своему новаторской: по-настоящему молодая и преимущественно сетевая поэзия встретилась с не менее молодой (и сетевой) музыкой. Команда представила 6 песен от молодых исполнителей, написанных на стихи современных поэтов.
На вопрос «А появятся ли новые песни на стримингах?» отвечают так:
— «Артмеханика» и поэты предоставили музыкантам возможность не только написать новые песни и затем их исполнить, но и включить эти песни в свой репертуар. Судя по всему — утверждать не беремся — Lx24 включит песню «Лето, прощай. Лето, привет» в свой репертуар — он очень тщательно подошёл к работе над песней. Варя Демидова тоже — она написала песню на стихи Александра Антипова сказала перед концертом, что сотрудничество с Александром Антиповым подарило ей самую красивую, и по ее словам «пугающе сакральную» песню. В общем, всё за решением музыкантов.