Вячеслав Шалевич на сцене.
Фото: Анатолий МЕЛИХОВ.
МАЛЬЧИК ИЗ ТЕАТРА ИМЕНИ ВАХТАНГОВА
Вячеслав Шалевич очень долго был уверен, что его отец погиб во время Финской войны: так говорила мать. А на самом деле она ушла от мужа на восьмом месяце беременности. Это была сложная история: Анатолий Шалевич, работавший в НКВД, любил другую женщину, а на матери Вячеслава женился «назло», когда с возлюбленной случилась жестокая размолвка. Понятно, что счастья в таком браке никто не нашел. Впрочем, может, и к лучшему, что супруги расстались: в 1937-м Анатолий Иванович был репрессирован, и едва ли судьба жены и ребенка при таком раскладе сложилась бы счастливо.
В общем, в 38 лет актер приехал с творческим вечером в город Бийск, и в холле гостиницы к нему подошел человек со словами «Я — ваш отец». Вячеслав Анатольевич отправился к нему на квартиру, там они долго разговаривали, потом Анатолий Шалевич (к тому моменту дослужившийся до генерала) приехал в Москву, встретился с бывшей женой… Все было очень трогательно. А потом папа вернулся в Бийск и прислал оттуда письмо, где возмущался, что у сына в квартире стоит икона, и что он не отменил спектакль, чтобы проводить отца на вокзал. Вячеслав Анатольевич рассказывал об этом со смесью возмущения, восхищения и изумления.
Каким бы он вырос при отце-НКВДшнике, Бог весть, — но рос без отца вообще, и был, по собственным словам, хулиганом. Но при этом театралом. Мать, когда рассталась с супругом, переехала в Москву, устроилась у сестры в коммуналке на Арбате, сына произвела на свет в легендарном роддоме имени Грауэрмана; по соседству располагался Театр имени Вахтангова, и тетя брала подросшего мальчика с собой на спектакли. «Праздничная атмосфера театра — костюмы, фраки эти роскошные — конечно, возбуждала мое детское воображение» — вспоминал он. Повзрослев, он подал документы в Щукинское училище при Вахтанговском театре, и поступил с первого раза (вряд ли стоит удивляться — он же с детства отлично знал многие спектакли, и, видимо, интуитивно играл на вступительных именно так, как и требовалось вахтанговцам). А потом его взяли в труппу, где он и служил шесть с лишним десятков лет, до самой смерти.
Театр имени Евг. Вахтангова, 1972 г. Сцена из спектакля «Игра в каникулы», Вячеслав Шалевич и Валентина Малявина. Фото Валентина Мастюкова /Фотохроника ТАСС/
Знаменитым на всю страну его, конечно, сделало кино: первая же роль, в «Капитанской дочке». Олег Стриженов там играл Гринева, а Шалевич — Швабрина, и еще неизвестно, кто вышел ярче. После этой роли молодому актеру пришлось передвигаться по городу на такси — его узнавали в любом автобусе. Вот только потом таких первоклассных ролей, как Швабрин, ему долго не доставалось; фильмы-то были, но кто смотрел всех этих «Серебряных тренеров» и «Молчат только статуи»? Следующий фильм с Шалевичем, который известен всем до сих пор — «Три тополя на Плющихе»: он играл мужа Нюры, которому она, конечно, никогда не решилась бы изменить с московским таксистом…
Хотя Вячеслав Анатольевич активно снимался, нельзя сказать, что в его фильмографии много суперхитов. Впрочем, все-таки он сыграл Якова Блюмкина в «Шестом июля», Аллена Даллеса в «Семнадцати мгновениях весны», неприятного профессора Панафидина в «Лекарстве против страха». Были и другие фильмы, популярные в свое время, но подзабытые ныне — «Хоккеисты», «Виренея», «Красная площадь».
Вячеслав Шалевич (Галилео Галилей) в сцене из спектакля «Пристань», поставленного в Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова. Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Куров
КАК ВЛАДИМИР БАСОВ ОТБИЛ У НЕГО ВОЗЛЮБЛЕННУЮ
Личная жизнь его была бурной, и он на склоне лет совершенно спокойно рассказывал о ней в интервью. Первый брак вышел каким-то дурацким. В школе Слава влюбился (не всерьез, а совсем еще по-детски) в девочку, писал ей письма (каждое слово проверял по орфографическому словарю — так и выучился писать без ошибок), и длилось это несколько лет, а потом как-то само собой привело к свадьбе. Наверное, окружающие умилялись, вот только в статусе мужа и жены Слава и Лена пробыли меньше трех недель. Оказалось, что школьная дружба и супружеская жизнь — немного разные вещи. Мать Лены, по словам Шалевича, была так расстроена этим поворотом, что предъявила бывшему зятю счет за все обеды, что он съел в их семье. И пришлось заплатить!
Второй женой стала Наталья Упеник, с которой он учился в «Щуке». Эти отношения, конечно, длились дольше — около пяти лет, а потом Шалевич влюбился в ленинградскую актрису Валентину Титову. Что интересно, опять-таки роман поначалу был эпистолярным, «воздушным», и вдруг — ноги словно сами принесли актера на вокзал, и он обнаружил себя едущим в Ленинград. В ситуации с Титовой возникала проблема: что делать, когда возлюбленная живет и работает за 600 километров от тебя? Сперва Шалевич подумывал уйти из Вахтанговского и устроиться в какой-нибудь ленинградский театр, потом, наоборот, решил сделать так, чтобы Валентина переехала в Москву. За помощью обратился к другу, актеру и режиссеру Владимиру Басову. Что стало роковой ошибкой: увидев Титову, Басов сам влюбился в нее без памяти. Результатом стали брак, двое детей и много отличных фильмов, которые Титова и Басов сделали вместе, от «Щита и меча» до «Дней Турбиных». Вот только Шалевича это вряд ли могло утешить.
Вячеслав Шалевич на праздничном вечере в честь 90-летия Театра им Евг. Вахтангова.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
Третий его брак наконец-то оказался прочным и счастливым. Он встретил юную продавщицу цветочного магазина Галю, которая только что посмотрела «Хоккеистов», была очарована исполнителем главной роли, зашла в кафе и внезапно увидела его во плоти. Он тоже положил на нее глаз. С Галиной (вскоре получившей образование художника-модельера) они провели вместе тридцать лет, но потом она, увы, скончалась. А Шалевич, справившись с горем, встретил на дне рождения у друга врача-гинеколога Татьяну Виноградову. Слово за слово, шутка за шуткой («Я свободен — могу жениться!») — и они заинтересовались друг другом, а в результате поженились, несмотря на разницу в возрасте в три десятилетия.