Византийские слитки способствовали революционному появлению серебряных монет в Европе в середине VII века, но столетие спустя их вытеснило серебро из французского рудника Карла Великого. Таковы результаты исследования, опубликованного в Antiquity.
В VII-VIII веках в Европе началось возрождение торговли, связанное с резким появлением серебряных монет, что привело к отказу от зависимости от золота. В Англии сохранилось около 7000 таких серебряных монет, огромное количество: примерно столько же есть за весь остальной англосаксонский период (V век—1066 г.). На протяжении десятилетий эксперты ломали голову над тем, откуда взялось это серебро. Теперь группа исследователей из Кембриджа, Оксфорда и Свободного университета Амстердама разгадала эту загадку.
Хотя монеты в основном содержали серебро, содержание в них золота, висмута и других элементов привело исследователей к ранее неизвестному источнику. В 29 из 49 проверенных монет раннего периода (660–750 гг. н.э.), которые были отчеканены в Англии, Фризии и Франции, исследователи обнаружили очень четкую химическую и изотопную подпись, соответствующую серебру III-начала VII веков из Византийской империи. Ни один известный европейский источник руды не соответствует элементным и изотопным характеристикам этих серебряных монет. Также нет какого-либо значимого совпадения с серебряными монетами поздней или другими предметами Западной Римской империи — эти монеты не были переработаны из позднеримского серебра. Это византийское серебро должно было попасть в Западную Европу за несколько десятилетий до того, как оно было переплавлено, поскольку конец VII века был периодом спада в торговых и дипломатических контактах.
Красивые дорогие предметы могли быть переплавлены только тогда, когда королю или лорду срочно требовалось много денег. Элиты вливали в обращение все больше и больше денег. Это оказало большое влияние на жизнь людей. Авторы предполагают, что так много византийского серебра попало на Туманный Альбион благодаря торговле, дипломатическим платежам и англосаксонским наемникам, служащим в византийской армии.
В остальных монетах более позднего времени (750–820 гг. н.э.) серебро сильно отличается. Оно было добыто в Мелле на западе Франции. Радиоуглеродные данные показали, что добыча полезных ископаемых в Мелле велась особенно интенсивно в VIII и IX веках, после того, как династия Каролингов пришла к власти в 751 году. Карл Великий взял на себя контроль над тем, как и где чеканились монеты его королевства.
Результаты дают новый контекст деликатным дипломатическим отношениям Карла Великого с королем Мерсии Оффой в Англии. Как и Карл Великий, Оффа принимал активное участие в торговле серебром и управлении валютой. Оба короля считали торговлю и политику неразделимыми. В сохранившемся письме, отправленном Оффе в 796 году, Карл Великий обсуждал торговлю товарами, а также политических изгнанников.