Верховный Суд разъяснил правила возврата денег за отмененные из-за ковида авиарейсы

Верховный Суд разъяснил правила возврата денег за отмененные из-за ковида авиарейсы

На сайте Верховного Суда опубликованы разъяснения по судебной практике, связанной с применением Постановления Правительства РФ № 991 от 6 июля 2020 года, – о правилах компенсации за авиабилеты, которыми пассажиры не смогли воспользоваться из-за отмены рейсов в период пандемии коронавируса.

В документе содержится важное положение: «Реализация перевозчиком предусмотренного статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации права отказаться от исполнения договора воздушной перевозки и возвратить пассажиру провозную плату с соблюдением порядка и сроков, установленных Постановлением Правительства № 991, не свидетельствует о нарушении прав пассажира, в связи с чем на перевозчика не может быть возложена ответственность в виде уплаты неустойки, компенсации морального вреда и штрафа».

Туристов вновь призывают не ездить за границу
Туристов вновь призывают не ездить за границу
Дайджест туристических новостей субботы, 20 февраля
Заявлений чиновников о предпочтительности отдыха в России ради снижения риска завоза в нашу страну коронавирусной инфекции в последние месяцы звучало немало. Теперь к этим голосам присоединился и спикер Госдумы Вячеслав Володин.
HotLine.travel

Как поясняет основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, это означает, что пассажир не может потребовать через суд вернуть ему больше, чем стоимость авиабилета за несостоявшийся ковидный рейс. Например, авиакомпания не имеет возможности предложить на замену перелет по тому же маршруту из-за того, что авиасообщение с иностранным государством не возобновлено. А альтернативные варианты клиента не устраивают. Тогда перевозчик должен выплатить только стоимость авиабилета плюс проценты по ставке Центробанка за пользование денежными средствами – через 3 года, как это предусмотрено Постановлением № 991, или раньше – в добровольном порядке. Если же пассажир подаст судебный иск с требованием начислить еще и штраф, неустойку и моральный вред, ему должны отказать. «Верховный Суд разъяснил, что, поскольку действия перевозчика в данном случае вынужденные и правомерные, он не нарушает права пассажира и не может быть за это наказан в штрафном порядке», – говорит Георгий Мохов.

Эксперт обращает внимание на значимость этого решения для участников туристического рынка. Ведь в случае, если авиабилет покупался через туроператора или турагента, у туриста не получится взыскать с них больше стоимости перелета. Но главное – к сходным аргументам можно апеллировать и при рассмотрении судебных исков к туркомпаниям. Вины туроператоров в том, что из-за закрытых границ многих стран они не всегда могут предложить на замену несостоявшемуся туру равнозначный, нет. А поэтому и требования туристов дополнительных штрафных выплат сверх стоимости поездки не должны удовлетворяться судами. Георгий Мохов приводит примеры, когда за счет начисления штрафа, неустойки и морального вреда судебные претензии втрое превышают сумму, фактически внесенную туристом по договору с туроператором. Небольшие туркомпании это зачастую ставит буквально на грань разорения, они вынуждены расплачиваться по искам деньгами других туристов, выстраивая неустойчивую финансовую пирамиду.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *