Когда в 2019 году банан, приклеенный скотчем к стене, был продан за 120 000 долларов, в социальных сетях поднялся шум и начались давние дебаты о значении искусства, напоминает CNN.
Но вирусное творение художника Маурицио Каттелана под названием “Комик” оказалось выгодной инвестицией для одного коллекционера: одно из трех “изданий” картины превзошло все ожидания и было продано за 6,24 миллиона долларов на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в среду.
Аукционный дом оценил работу в сумму от 1 до 1,5 миллионов долларов; торги начались с 800 000 долларов.
Во время продажи аукционист Оливер Баркер назвал работу “культовой” и “прорывной”, пошутив, что продажа банана на аукционе — это “слова, которые я никогда не думал, что произнесу».
Вскоре после продажи Sotheby’s сообщил, что Джастин Сан, китайский коллекционер и основатель криптовалютной платформы, приобрел эту работу.
“Это не просто произведение искусства”, — говорится в пресс-релизе Sun. “Это представляет собой культурный феномен, который объединяет миры искусства, мемов и криптовалютного сообщества. Я верю, что это произведение вдохновит на новые размышления и дискуссии в будущем и станет частью истории”.
Как победитель аукциона, он получит рулон клейкой ленты и один банан, а также сертификат подлинности и официальные инструкции по установке изделия. Перед продажей Sotheby’s подтвердил CNN, что ни лента, ни, к счастью, банан не являются оригиналами.
“”Комик» — это концептуальное произведение искусства, и в каждой инсталляции заменяются реальные физические материалы», — сообщил тогда представитель аукциона по электронной почте.
Пять лет назад Каттелан и французская художественная галерея Perrotin попали в заголовки газет по всему миру, когда на ярмарке Art Basel в Майами-Бич они представили “Комедианта” по шестизначной цене. Оригинал был создан с использованием банана, купленного в продуктовом магазине Майами, хотя в галерее сказали, что его можно заменить в соответствии с инструкциями художника.
В мире искусства мнения о достоинствах работы разделились, хотя некоторые критики сочли, что она основана на богатой традиции концептуальных работ, восходящей к знаменитому навесному писсуару Марселя Дюшана, который ставит под сомнение ценность самого искусства. Вскоре образовалась толпа, и посетители ярмарки выстроились в очередь, чтобы увидеть инсталляцию, ставшую вирусной.
События приняли неожиданный оборот, когда художник-постановщик Дэвид Датуна сорвал банан со стены, очистил его и съел на глазах у сотен ошеломленных посетителей ярмарки. Позже он заявил, что это было художественное представление само по себе, а не акт вандализма, напоминает CNN.
Инсталляция в Майами была в конечном счете удалена из соображений общественной безопасности, но все три издания были проданы на ярмарке. Две из них были куплены частными коллекционерами за 120 000 долларов, в то время как третья была приобретена за более высокую (но нераскрытую) сумму и позже была передана в дар музею Гуггенхайма в Нью-Йорке.
В интервью, данных после инсталляции в Майами, Каттелан описывал “Комика” как произведение комментаторского жанра. В интервью The Art Newspaper в 2021 году он сказал, что это “не шутка”, назвав вирусную инсталляцию “размышлением о том, что мы ценим».
Итальянский художник, известный своими сатирическими произведениями, бросающими вызов популярной культуре, не ответил на запрос CNN о комментариях, когда в октябре был объявлен аукцион.
В пресс-релизе, объявляющем о продаже, глава отдела современного искусства Sotheby’s по Северной и Южной Америке Дэвид Гальперин описал “Комика” как “дерзкую работу чистого гения”.
“Сочетая глубокую критическую мысль и подрывное остроумие, эта работа является определяющей для художника и для нашего поколения”, — сказал Гальперин, добавив: “Если по своей сути «Комик» ставит под сомнение само понятие ценности искусства, то выставление работы на аукцион… это станет окончательной реализацией его основной концептуальной идеи — общественность, наконец, получит право голоса в определении его истинной ценности”.
Хотя это был первый раз, когда “Комик” появился на аукционе, недавно работа была выставлена в художественном музее Leeum в Сеуле, Южная Корея. Тогда же его тоже съели: студент-искусствовед из Сеульского национального университета снял фрукт и съел его, прежде чем приклеить кожуру обратно к стене.
“Студент сказал музею, что съел его, потому что был голоден”, — сообщил CNN представитель галереи после инцидента в 2023 году. Позже сотрудники музея заменили съеденный банан свежим.
В пресс-релизе, опубликованном в среду на аукционе, Сунь сообщил, что он тоже планировал съесть этот фрукт. “Кроме того, в ближайшие дни я лично съем банан в рамках этого уникального художественного опыта, чтобы почтить его место как в истории искусства, так и в популярной культуре”.
В преддверии распродажи Sotheby’s выставил работы в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Милане, Гонконге, Дубае, Тайбэе, Токио и Лос-Анджелесе.