Татьяна выбрала семью и нисколько об этом не жалеет.
Кинематограф СССР был так плодотворен и могуч (на одном «Мосфильме» ежегодно снималось более полусотни картин), что открывал не только звезд первой величины, но и менее яркие светила — артистов, которые сыграли одну главную роль и стали знамениты. Нередко успех улетучивался так же быстро, как и приходил. Вот лишь несколько актрис, которые оставили заметный след в нашем кино, но их карьера по разным причинам так и не состоялась.
Татьяна Клюева
(«Варвара-краса, длинная коса», Варвара)
Будучи школьницей, чрезвычайно выразительная девушка Татьяна Клюева начала сниматься в эпизодах, а в 18 лет сыграла главную роль в фильме-сказке «Варвара-краса, длинная коса» (1969), произведя фурор. И вроде бы путь в большие актрисы был проложен — не зря же великий киносказочник Александр Роу заприметил эту красотку еще на пробах к мюзиклу «Огонь, вода и медные трубы» (артистку опередила Наталья Седых из «Морозко», о ней ниже), а Александр Митта снял девочку в эпизоде еще раньше, когда ей было всего 10, — и все же, как оказалось, есть вещи поважнее искусства.
Несмотря на мешки писем, которые зрители отправляли на имя смекалистой Варвары в Киностудию имени Горького, девушка развивать успех не стала. Татьяна окончила ГИТИС в 1974 году и… вдруг полюбила офицера. Капитан первого ранга Дмитрий Гагин, в отличие от противного царевича Андрея из киносказки, покорил сердце артистки и увез ее на море — в Севастополь, где и служил. Там Клюева и живет до сих пор, руководит Императорским фондом сохранения исторического и культурного наследия в Севастополе и Крыму. Сын актрисы Ян был активным участником Русской весны, а теперь служит советником главы ДНР Дениса Пушилина.
Наталья Седых
Сейчас Наталье Евгеньевне 75, и она вполне счастлива.
(«Морозко», Настенька)
Если бы на Руси задумали сделать куклу Барби, она выглядела бы именно так. Бескрайние ресницы, бездонные глаза и неиссякаемый наив во взгляде. С туго убранными назад волосами Настенька из фильма «Морозко» (1964) напоминает то ли фигуристку, то ли балерину — и это не случайно: до съемок Наталья профессионально занималась балетом (а до этого фигурным катанием!).
Именно «Умирающего лебедя» в исполнении 16-летней девушки и увидел Александр Роу, разглядевший в грации и сдержанности Натальи душу Настеньки для своей киносказки. Разумеется, после выхода картины Седых начали звать в кино все чаще, но она сконцентрировалась на учебе в хореографическом училище, после чего почти 20 лет проработала в Большом театре — танцевала даже с Майей Плисецкой и Марисом Лиепой. Периодически снималась в кино («По улицам комод водили», «Я свободен, я ничей»), но оно осталось для нее лишь хобби.
— Совмещать кино и балет было невозможно, — признавалась артистка. — В итоге я написала заявление, что сниматься больше не буду, прошу мне не звонить и аннулировать мое досье.
В кино звать перестали, зато с 1990 по 2006 год актриса играла в театре Марка Розовского. Десять лет прожила замужем за кинокомпозитором Виктором Лебедевым («Небесные ласточки», «Будьте моим мужем», «Гардемарины, вперед!»), после измены которого развелась и зажила спокойной жизнью пенсионерки. В последний раз Наталья появлялась в кино в 2010 году в картине «Перемирие» — сыграла врача.
— Я наслаждаюсь жизнью нормального человека, — считает Седых. — Мне немного надо, чтобы порадоваться. Я почтовый ящик не спущусь проверить без макияжа. У меня очень хороший косметолог.
В 2018 году программа «Идеальный ремонт» обновила интерьер двухкомнатной квартиры Натальи, которую иногда навещает взрослый сын Алексей.
Евгения Филонова
Трагическая красота Евгении ошеломляла.
(«Снегурочка», Снегурочка)
«Ленфильм» подарил стране еще одну прелестницу — ошеломительную блондинку Евгению Филонову, которая в 22 года сыграла заглавную роль Снегурочки, покорившей Леля, в картине Павла Кадочникова 1968 года. Отрешенная, холодная и невероятно естественная — ее можно назвать советской Шарлиз Терон.
Дочь артистки Марина, живущая в Лондоне, уверяла, что мама и не играла вовсе — она была Снежной королевой. Может, это и сыграло злую шутку: в кино необходимо всегда улыбаться и нравиться — режиссеру, руководителю кино- или телепроцесса, коллегам, зрителям. Филонова была чуждой тщеславия и пошлых амбиций. И в то же время хрупкой. Оставалась вдалеке от дрязг и закулисных игр в Театре имени Гоголя, где служила с 1968 года. Отказывалась от предложений в кино, если не испытывала доверия к режиссеру. В итоге дошло до того, что в трудные времена устроилась работать на почту, чтобы прокормить дочь, — с мужем, документалистом Евгением Хохловым, была в разводе. А когда дочка подросла, Снегурочка словно растаяла…
— Операцию маме по вине участкового врача сделали поздно и очень плохо, — вспоминала Марина Филонова. — Топорная работа, тут же пошли метастазы. Помню кровоточащие раны, огромное количество баночек с бесполезными мазями. Она все-таки надеялась выздороветь. После операции прошел всего год, когда она поняла, что умирает, жалела очень, что провела этот год в больнице. Ее не стало в яркий солнечный день (30 декабря 1988 года. — Авт.)…
Нонна Терентьева
Актриса сгорела от рака груди в 55.
(«Гиперболоид инженера Гарина», Зоя Монроз)
В Щуку, где она училась вместе с Борисом Хмельницким, Евгением Стебловым и Марианной Вертинской, студенты других вузов приходили просто полюбоваться на нее (!), как на живую картину.
«Нонна была ошеломительно красива и бесконечно сексуально аппетитна! — свидетельствовал актер Лев Прыгунов, знающий толк в женской красоте. — Много позже, когда она стала известной актрисой, красавицей, почти женщиной-вамп, у нее, пожалуй, не осталось даже десяти процентов того sex-appeal`a (сексапильности. — Ред.), того магнита-динамита, какие у нее были».
В 1967-м ее портрет, снятый Василием Малышевым, получил первое место на фотовыставке ЮНЕСКО в Париже. В том же году актриса вместе с Анатолием Папановым представляла советскую делегацию на Каннском фестивале. А прославилась актриса главной ролью красавицы авантюристки Зои Монроз в экранизации романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1973). Артистка привнесла в научно-фантастическую драму нужный градус загадочности и непознанности. Бывшая жена чиновника, работавшая в киевских и московских театрах, Терентьева сыграла во многих успешных картинах: «Транссибирский экспресс» (1977), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979), «Борис Годунов» (1986). И все же в суперзвезды, коей обязана была стать, имея такую внешность, не выбилась. Народный артист РСФСР Иван Рыжов сетовал: «Твою мать! Ты такая красивая, что же не найдешь богатого мужика, который поможет тебе в кино сниматься?» Терентьева отвечала: «Иван Петрович, не могу же я только из-за этого привести в дом чужого человека, у меня же дочка растет».
Ту самую дочь Ксению (в начале нулевых она была замужем за Владимиром Машковым) Нонна Николаевна незадолго до своей смерти, когда стало ясно, что рак груди уже не отпустит, отправила в Германию — чтобы она не видела мучений мамы. Так и не обретшая личного счастья Терентьева ушла из жизни в 55.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
«Евровидение-2024»: фрики, политическое лицемерие, бойкот десятка стран (подробнее)