Впервые она была вручена в 1994 году, и в разное время её номинантами стали такие выдающиеся деятели отечественной хореографии, как Юрий Григорович, Борис Эйфман, Алексей Мирошниченко, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина. Диана Вишнева и многие другие.
В своем видеоприветствии на церемонии вручения министр культуры России Ольга Любимова отметила: «На сегодняшний день эта награда является фактически единственной в своем роде во всей стране. Ежегодно «Душа танца» открывает новые имена и чествует именитых мастеров, а знаменитая статуэтка стала безусловным символом отечественной хореографии. Хотелось бы с радостью отметить, что награда вручается не только артистам, но и представителям других профессий, связавших свою жизнь с хореографическим искусством: педагогам, композиторам, дирижерам, сценографам, а также журналистам».
Статуэтку скульптора Олега Закоморного, символизирующую Душу танца, в этот раз вручали не по традиционно существующим номинациям, в разное время учрежденным в рамках премии: «Звезда балета», «Восходящая звезда», «Маг Танца», «Рыцарь танца», «Учитель» или «Пресс-лидер»… Номинация была одна и юбилейная — «За вклад в развитие отечественной хореографии».
«Мы хотели отдать должное своим коллегам, которые так же, как и мы, в разные, не всегда простые периоды, ведут эту огромную работу. Все то, что мы вместе делаем, способствует развитию отечественной хореографии. Мы показываем российские коллективы, классические, современные, народные, поскольку у нас отечественная премия. Или тех, кого привозят, чтобы расширить наш кругозор. Это всё очень-очень важно. И мы хотели отдать дань уважения тому что делают коллеги, – сказал мне Валерия Иосифовна Уральская — главный редактор журнала «Балет», профессор, один из самых авторитетных в нашей стране критиков и специалистов в хореографическом искусстве, человек, который, собственно, и стоял у истоков создания этой награды.
После вступительного видеоролика, рассказывающего об истории приза, на сцене со статуэтками в руках мы видим двенадцать руководителей фестивалей и конкурсов, существующих в России, которые стали лауреатами «Души танца» этого года. Это престижные и уважаемые в России и мире институции театрального и хореографического искусства, которые стоит перечислить: Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова, Международный фестиваль мирового балета «Benois de la danse», Международный фестиваль современного танца «DanceInversion», Международный фестиваль современной хореографии «Context. Diana Vishneva», Международный фестиваль балета «Dance Open», Международный фестиваль современного танца «Open Look», Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуреева», Международный фестиваль искусств «Дягилев. Постскриптум», Международный фестиваль-конкурс сольного танца им. Махмуда Эсамбаева, Открытый конкурс артистов балета «Арабеск» им. Екатерины Максимовой, Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира», Государственный Российский дом народного творчества им. В.Д. Поленова.
Как видим, названия фестивалей и конкурсов – очень громкие и говорят сами за себя. Нет среди них только одного – легендарного конкурса артистов балета и хореографов в Москве, что раз в четыре года проходит в Большом театре. Но, как объяснила Валерия Иосифовна, один из учредителей премии «Росконцерт» так сделал из скромности», потому что он и занимается проведением московского конкурса, и не считает этичным присуждать приз самому себе.
Первыми на сцене выступают бразильские артисты Педро Сеара и Лаура Васконселос, которые месяц назад стали главной сенсацией прошедшего в Перми конкурса артистов балета и хореографов «Арабеск». Исполняемое ими па-де-де из балета «Щелкунчик» было отмечено на конкурсе специальным дипломом жюри прессы «За музыкальность и артистизм исполнения».
Действительно, выпускники пока единственной в мире школы Большого театра в Жоинвиле (Бразилия) чувствовали музыку Чайковского, казалось, всем своим существом и создали на сцене чарующие образы сказочного принца из волшебной страны Коклюша и девочки Маши, ставшей принцессой в своём рождественском сне. Вместе с тем дуэт этой пары завораживал своей проникновенностью и станцованностью. Не напрасно на «Арабеске» им был вручен ещё один из главных призов конкурса «Специальный приз Екатерины Максимовой и Владимира Васильева «Лучшему дуэту конкурса».
«Мы в первый раз выступаем в Москве, тем более открываем такую престижную в балетном мире церемонию, как «Душа танца». Поэтому этот дебют для нас особенно важен. А после концерта у меня произошел ряд волнующих встреч: я познакомился с легендарными артистами Большого театра Вячеславом Гордеевым и Борисом Акимовым, о которых раньше только читал. Или встреча с гендиректором Международной федерации балетных конкурсов Сергеем Усановым», – говорит мне Педро Сеара.
А немного времени спустя я присутствую на своеобразном мастер-классе и слышу те ценные советы и наставления, которые дает Вячеслав Гордеев молодому артисту. О том, например, как в па-де-де из балета «Щелкунчик» придать индивидуальность образу Принца и сделать его непохожим на принца Дезире, персонажа балета Чайковского «Спящая красавица», которого Педро танцует в Самарском театре оперы и балета им. Шостаковича. Совет тем более важный, что худрук балета Самарского театра, премьером которого является Педро Сеара, Юрий Бурлака, является учеником Вячеслава Гордеева и был премьером его труппы «Русский балет». Это и называется преемственностью поколений в действии.
Разумеется, получили перспективные бразильские артисты в Москве и приглашения от руководителей конкурсов на будущие состязания: «Гран-при Надежд», что должен состояться в Москве в следующем году от Вячеслава Гордеева, и конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира» в Сочи от Сергея Усанова.
Последний конкурс особенно популярен в балетном мире, и его на «Душе Танца» представляли сразу две пары. Композицию лауреата конкурса Юрия Григоровича, хореографа Нины Мадан «Поговори со мной» выразительно станцевали артисты балета Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Полина Сугидзаки и Константин Никитин. А премьер и прима Челябинского театра Кубаныч Шамакеев и Лири Вакабаяси прекрасно показались в па-де-де из «Дон Кихота».
Невероятная техника исполнения, присущая этим артистам, к сожалению, ретушировалась на концерте не очень удачным видеоконтентом: красная пачка балерины и черные трико танцовщика сливались с красно-черным фоном видеозаставки. Несмотря на эти чисто технические обстоятельства, бешеный успех этой пары на церемонии в Москве не заставил себя ждать и, конечно, он не стал неожиданностью: Кубаныч Шамакеев и Лири Вакабаяси — не только золотые лауреаты конкурса «Молодой балет мира», но победители почти всех международных конкурсов последнего пятилетия. После победы в телепроекте «Большой балет» Кубаныч Шамакеев приобрел даже ещё большую популярность. Теперь эту пару всюду хотят видеть зрители. От приглашающих на разные фестивали нет отбоя. Так, на «Душу танца» Кубаныч и Лири прилетели из Казани, где балетом «Дон Кихот» закрывали Нуреевский фестиваль.
Этот фестиваль, в свою очередь, представляли на «Душе танца» прима-балерина Кристина Андреева и премьер балета Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Олег Ивенко, известный по исполнению роли Нуреева в британском фильме «Белый ворон». На «Душе танца» они хорошо смотрелись в Адажио из невиданного в Москве балета Георгия Ковтуна на национальную тему «Золотая орда».
Ещё один лауреат «Души танца» — Международный фестиваль мирового балета «Бенуа де ла Данс», который в мире часто называют балетным «Оскаром». Его представлял на вечере премьер Большого театра Денис Родькин. Художественный руководитель программы и председатель жюри приза «Бенуа» прима-балерина Большого Светлана Захарова получила статуэтку «Души танца» на сцене в самом начале Гала-концерта. А теперь следует танцевальное подношение приза «Бенуа» призу «Душа танца» — монолог Воланда из нашумевшего балета Эдварда Клюга «Мастер и Маргарита», который находтся сейчас в прекрасной форме Денис Родькин и подарил зрителям. Раньше Дениса Родькина в этой партии я не видел и хочу отметить ту пленяющую красоту и харизму, которые он красноречиво продемонстрировал в вариации Воланда на мотив танго.
Отрывок из этого балета исполнят на «Душе танца» еще раз, и тоже танцовщики Большого. Во втором отделении концерта, уже как представители Фестиваля современного танца «Open Look» Кристина Кретова и Денис Савин проникновенно не только станцевали, но и с большой драматической выразительностью сыграли первый дуэт Мастера и Маргариты, который заканчивает первую часть спектакля.
Современной хореографии на «Душе танца» вообще в этот раз на концерте было много. Ведь почти половина лауреатов – фестивали и конкурсы современного танца. И не какие-нибудь, а самые крутые из тех что работают в России в этом сегменте танца.
От Фестиваля современного танца «DanceInversion», который проводит Ирина Черномурова, зрители увидели дуэт Лизы и Германа из недавней премьеры Большого театра «Пиковая дама» в хореографии Юрия Посохова. Он отлично смотрелся в исполнении примы Анастасии Сташкевич и премьера балета Большого театра Игоря Цвирко. Танцгруппа «Context» Дианы Вишнёвой показала на сцене «Стасика» интересный номер «Lacrimae» на музыку Генделя в хореографии Кирилла Радева. А «Чеховфест» вообще был представлен хореографией гуру современного танца Охада Нахарина. Дуэт из его самого знаменитого балета «Минус 16», приобретенного «Стасиком» ещё при Лоране Илере, с пониманием стиля и нюансов непростой хореографии станцевали артисты балетной труппы театра Дина Левин и Евгений Дубровский. Выступила на концерте и прошлогодняя лауреатка «Души танца» в номинации «Звезда балета» прима труппы Бориса Эйфмана Любовь Андреева, показавшая эффектное соло из балета Эйфмана «Мой Иерусалим».
Не только современную хореографию, но и представителей народно-сценического танца «Душа танца» поддерживает как никто другой. Ансамбль танца «Вайнах» достойно предъявил творческие достижения фестиваля-конкурса сольного танца имени Махмуда Эсамбаева. Умилили танцем дети из «Театра танца VIP-поколение». Они украсили своей хореографической композицией «От мала до велика» приветствие от Дома народного творчества им. В.Д. Поленова. А заканчивались оба отделения концерта выступлениями таких популярнейших коллективов народного танца, как ансамбль Игоря Моисеева и Театр танца «Гжель». Танец аргентинских пастухов «Гаучо» от первой труппы и «Виртуозы» от второй в хореографии легендарных отцов-основателей коллективов Игоря Моисеева и Владимира Захарова стали достойным завершением двух отделений Гала-концерта.