В «Театре Москвы» режиссер Иван Титов поставил «Моцарта», выбрав девять дней из жизни гения и отказавшись от его музыки. Звучит музыка Бетховена, популярные вальсы, все, что угодно, но только не то, что можно было ожидать. Моцарт, лишенный пышной шевелюры, да просто лысый, без всего, с чем мы его ассоциируем, сразу же предупреждает, что в этот вечер мы не услышат ни одного из его произведений. Да и играть он не умеет. Достаточно посмотреть на его пальцы, прикасающиеся к клавишам.
Спектакль идет 1 час 40 мин без антракта в камерном пространстве. Зрители располагаются по обе стороны сцены, на которой кроме длинного стола в общем-то ничего и нет. Сумеречное, аскетичное пространство создано художником-постановщиком Василисой Кутузовой.
В роли Моцарта – Дмитрий Подадаев, актер театра им. Моссовета, где он уже сыграл Печорина, Карандышева, Князя Мышкина, Порфирия Петровича из «Преступления и наказания», даже Малыша – лучшего друга Карлсона. Иногда сложно представить, что та или иная роль предназначена ему, но он ее играет, обладая подходящей для этого внешностью и психофизикой. И теперь он Моцарту вопреки, но убеждает. В «Театре Москвы» Дмитрий Подадаев с 2023 года, уже сыграл Коровьева в «Гастроли Воланда». Можно только поражаться многообразию ролей.
Главное в этой сценической версии – взаимоотношения Моцарта с отцом. Леопольда Моцарта сыграл Вячеслав Тимербулатов. Постоянная муштра во имя безбедной жизни сына обросла легендами. Она — причина глубокого внутреннего конфликта и расставания, феноменальная травма всей жизни для них. Пожалуй, лучшая сцена спектакля та, где мертвый отец лежит на столе, а рядом сидят безутешные дети — любимый Моцарт, из которого он хотел сделать музыканта номер один, и его младшая сестра Наннерль, так искренне исполненная выпускницей ВТУ им. Щепкина Дарьей Юдичевой.
Они, живые, прокручивают прошлую жизнь. Сестра рассказывает брату о страданиях отца после отъезда Моцарта, который был для него смыслом жизни. В начале спектакля они, еще дети, носятся вокруг стола, ставшего погребальным ложем. Они преданы друг другу и беспечны, не зная, что их ждет, так что вспоминаются бергмановские сцены семейного быта из «Фанни и Александра». Никакого счастья в их жизни не будет.
Моцарт постоянно вступает в диалог с самим собой – трогательным мальчиком, каким он когда-то, и тот подросток мудрее взрослого. Подобные разговоры с самим собой в разных возрастных ипостасях не новость, и они почти всегда беспроигрышны. Только что вышел «Флешбэк» в МХТ им. Чехова, где сорокалетний герой разговаривает с юным собой. А Вениамин Смехов в Театре Наций имеет какую-то космическую связь с ребенком, каким он прежде был, и тот мальчик из прошлого знает что-то большее, чем человек, убеленный сединами. Зрители после спектакля, особенно мужчины, признавались, что в такие моменты их «пробило». Моцарта в детстве и его трогательную и непосредственную сестру Наннерль сыграли Лев Дмитриев и Алексия Бондаренко.
Взрослый Моцарт выглядит как наш современник У него узнаваемые манеры и интонация. Он такой, как мы, и словно вне времени, каким собственно и стал, не оставляя нас равнодушными к своей судьбе вундеркинда и гения, покинувшего этот мир слишком рано и в кромешной нищете. Ему приходится давать уроки, чтобы сводить концы с концами. Среди тех, кто готов у него учиться, — 17-летний Бетховен, которого сыграл Даниил Арустамов. Они и в самом деле встречались примерно за год до смерти Моцарта, а все остальное – фантазия.
Помимо Бетховена кого тут только нет – император Иосиф II, префект Милана, Мария Магдалена, которую Моцарт почти соблазнил, но помешало появление его терпеливой жены Констанции. Ее сыграла недавняя выпускница мастерской Юрия Бутусова в ГИТИСе Мария Денисова. Актрисы здесь хороши.
В роли Антонио Сальери — Павел Сошников. Учтивый, внимательный господин, всегда готовый прийти на помощь коллеге. Его не разъедает зависть. Да и повесы Моцарта мы не увидим. Более того, Вольфганг Амадей сразу же предупреждает зрителей, чтобы избежать возможных кривотолков, что никакой Сальери его не отравил.
В спектакле в основном заняты актеры, окончившие Школу «Театра Москвы», все они – ученики Ивана Титова. И чувствуется, что это дело их жизни. Они играют искренне, как студенты, у которых все по-настоящему и впервые.
Фигура Моцарта не дает покоя потомкам. Его можно увидеть на сцене Театра простодушных, где он всего лишь повод для разговора о взаимоотношениях отцов и детей. В Театре им. Евг. Вахтангова идет «Амадей» в сценической версии драматурга Сергея Плотова, опиравшегся на «Маленькие трагедии» Пушкина, «Амадея» Питера Шеффера и знаменитую киноверсию Милоша Формана. В исполнении Виктора Добронравова Моцарт тоже мало похож на своего реального героя, каким мы его представляем. С Моцартом играют, предъявляют его марионетку и огромную куклу. Он почти герой анекдота.
. Еще недавно в «Мастерской Петра Фоменко» шел спектакль Дмитрия Крымова «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция», где музыку Моцарта разбавили Беллини и, Вагнером, шлягером Валерия Леонтьева «Полет на дельтаплане», популярными советскими хитами «Потолок ледяной», «Мы поедем, мы помчимся» и даже песней про крейсер «Аврора». А творец, которого сыграл Евгений Цыганов, среди вселенского кошмара находился на грани отчаяния и смерти любил, страдал, не получил должного при жизни.
В «Моцарте» в какой-то момент эффектно разлетается пепел. Он, как жизнь, превратившаяся в тлен, ее нереализованные возможности и мечты, свидетельство хрупкости человека. И это главное, что еще способно растревожить зрителей.