Грядущие выборы в США будут иметь для Киева серьезные последствия, пишет The Washington Post. Автор статьи отмечает, что украинские чиновники готовы к возвращению Трампа в Овальный кабинет, считая, что Зеленский сможет оказать на него влияние.
Изабель Хуршудян (Isabelle Khurshudyan)
На фоне ощущения, что статус-кво больше не работает, украинские официальные лица в частных беседах сообщают, что готовы к новому подходу со стороны американской администрации.
В преддверии президентских выборов в США, которые, как ожидается, будут иметь серьезные последствия для Украины — особенно в плане жизненно важной для Киева американской помощи в сфере безопасности, — ряд украинских чиновников предполагает, что, возможно, радикальная смена курса могла бы принести пользу.
Официальная позиция, конечно, заключается в том, что Киев будет работать с любым политиком, которого выберут американцы, и который придерживается принципиальной дипломатической линии невмешательства во внутренние дела союзника. Но за закрытыми дверями некоторые в правительстве Владимира Зеленского говорят, что видят потенциальные плюсы и в победе Дональда Трампа — несмотря на то, что республиканец неоднократно критиковал высокие расходы США на поддержку Украины и выступал за быстрое окончание конфликта, что может сыграть на руку России.
Действующая вице-президент Камала Харрис в случае своего избрания, скорее всего, сохранит статус-кво, и, хотя украинцы благодарят США за поставляемую военную помощь, в то же время они жалуются, что Белый дом слишком осторожничает и чересчур медлителен в своих решениях, продиктованных стремлением избежать эскалации с Кремлем. Поскольку за последний год Россия продвинулась на поле боя и взяла под свой контроль еще больше украинских земель, официальные лица в Киеве все чаще сетуют на то, что статус-кво не работает, а их просьбы о предоставлении более мощного оружия и ослаблении ограничений на его использование не находят никакого отклика.
В отношениях Трампа с Зеленским с 2019 года существует напряженность. Тогда республиканец, будучи президентом, отказался предоставлять Украине военную помощь, пытаясь таким образом оказать давление на Зеленского, чтобы тот раскопал компромат о совершенных на Украине деловых сделках сына Джо Байдена Хантера. Этот шаг привел к импичменту Трампа в Палате представителей Конгресса США по обвинению в злоупотреблении служебным положением и препятствовании работе Конгресса (позже экс-президент был оправдан Сенатом).
Украинские чиновники отвергают утверждения о том, что победа Трампа станет катастрофой для Киева и что их приводит в ужас сама мысль о возможности такого исхода выборов. В офисе Зеленского царит оптимизм: его советники надеются, что украинский лидер сможет повлиять на Трампа, если они установят личные отношения.
«Разумеется, [администрации Зеленского] понятнее Трамп», — отметил украинский чиновник, работавший в правительстве Зеленского в период президентства Трампа. Как и другие собеседники, упоминающиеся в этой статье, он предпочел разговаривать на условиях анонимности в силу деликатного характера обсуждаемого вопроса.
По словам чиновника, Зеленский всегда видел сходство между собой и республиканцем, что, по мнению украинского лидера, должно было способствовать построению хороших отношений. Оба они пришли к власти, имея нетипичное для политической системы происхождение: Трамп — выходец из мира бизнеса, Зеленский — комедийный актер.
«Зеленский и его команда „любят простые решения“», — отметил чиновник. «А Трамп — человек простых решений».
Кандидат в президенты США от Республиканской партии неоднократно говорил, что в случае победы на выборах поможет России и Украине быстро договориться о прекращении конфликта — но не вдавался в конкретику. Его кандидат на пост вице-президента Джей Ди Вэнс, к которому многие украинские чиновники относятся с подозрением, упоминал мирный план, предусматривающий заморозку конфликта по нынешней линии фронта, вследствие чего значительная часть страны останется под контролем россиян.
В вышедшем в среду интервью журналистам скандинавских изданий Зеленский, похоже, ответил на слова Трампа о быстром решении, сказав: «Мы тоже за быстрое мирное решение, но мы не должны за него платить. Мы не агрессоры. Россия — агрессор; пускай платят они».
Трамп назвал Зеленского «одним из величайших продавцов, которых он когда-либо видел», имея в виду объем полученной Киевом помощи от США. Однако республиканец, похоже, возложил вину за начало конфликта на украинского лидера, заявив, что тот «никогда не должен был позволять этому конфликту разразиться».
Трамп также заявил, что Россия никогда бы не начала военную операцию, если бы он по-прежнему занимал президентское кресло, а также неоднократно выражал восхищение президентом России Владимиром Путиным, называя некоторые из его стратегических решений «умными» и «гениальными».
В данном в среду интервью Зеленский отметил, что американский народ последовательно поддерживает позицию Украины, «потому что понимает, что мы защищаем наши общие ценности». По словам украинского лидера, если поддержка США сократится, «мы будем рассчитывать на себя, на единство в Европе и на общественное мнение в Штатах».
Два других украинских чиновника заявили, что, несмотря на негативный настрой Трампа в отношении украинского конфликта, они считают, что на самом деле речь идет лишь о предвыборной риторике, которая не обязательно будет коррелировать с его действиями на посту президента.
Украинские чиновники часто указывают на курс Трампа в отношении Украины в период его президентского срока. Так, они приводят в пример предоставление Киеву летального оружия в 2019 году. Хотя Трамп и пел оды Путину, в Москве его администрация считалась «ястребиной», так как она вводила новые пакеты антироссийских санкций.
Впрочем, некоторые украинские чиновники признали, что вероятность негативных последствий [избрания Трампа для Украины] выше, и их беспокоит, что республиканец может настаивать на том, чтобы в ходе переговоров Киев пошел на территориальные уступки, чем категорически противится офис Зеленского.
Однако в окружении украинского лидера есть ощущение, что Трамп боится продемонстрировать слабость на мировой арене, в результате чего может предпринять более решительные действия для поддержки Украины.
Еще один высокопоставленный украинский чиновник вспоминает, что в прошлом году в президентском кабинете перед мирным саммитом по Украине в Саудовской Аравии (в котором многие страны не потрудились принять участие) советники Зеленского сетовали, что «будь Трамп президентом, все было бы иначе», потому что «он бы заставил больше стран приехать».
Впервые после начала российской спецоперации Трамп и Зеленский встретились в сентябре. Встреча была поспешно организована в Нью-Йорке и продлилась меньше часа. Республиканец заявил, что для него было «честью» встретиться с украинцем, но короткое выступление перед собравшимися после встречи журналистами продемонстрировало неловкость в общении Зеленского с Трампом в связи с взглядами последнего на конфликт.
Перед началом встречи с украинским лидером республиканец напомнил, что выстроил «очень хорошие отношения» как с Зеленским, так и с Путиным. Лидер Украины счел нужным вмешаться: «Надеюсь, что наши отношения будут еще лучше».
В ходе встречи Трамп похвалил Зеленского за то, что тот умолчал о телефонном разговоре, ставшем причиной запуска процесса импичмента, и развеял опасения украинских чиновников в том, что экс-президент может все еще таить обиду.
«Он мог бы сыграть на публику и разыграть из себя милашку, но он этого не сделал, — прокомментировал Трамп. — Он проявил стальную выдержку; сказал, что президент Трамп не сделал ничего плохого».
Поскольку потенциально будущее Украины зависит от предстоящих президентских выборов в США, украинцы находятся «в ожидании», считает Антон Грушецкий, директор Киевского международного института социологии, занимающегося проведением опросов общественного мнения. При этом эксперт не смог выделить реального фаворита, чьей победы желало бы большинство украинцев.
«Есть определенный страх; всегда присутствует страх перемен», — добавил Грушецкий.
«По сути, в случае с администрацией Байден-Харрис люди могут предсказать их действия. Но присутствует и определенное разочарование, — добавил он. — Они выступают с сильными заявлениями, но людей расстраивает, что за ними не следует сильных поступков».
Источник