Недавно западные и турецкие журналисты сообщили, что якобы запланированный на 12 февраля визит президента России Владимира Путина в Турцию перенесен на более поздний срок. При этом пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал, что сроки поездки еще согласовываются и на будущей встрече с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом в первую очередь будет обсуждаться торгово-экономическое сотрудничество двух стран.
Таким образом, остается официально невыясненным, так был запланирован и отменен упомянутый визит на 12 февраля или нет. Впрочем, установить, что именно происходит в настоящее время в отношениях между Турцией и РФ можно и по другим факторам, главным из которых является торговля.
Так, общий товарооборот между Турцией и РФ резко упал за январь-декабрь 2023 года на 18,5%, до $48,5 млрд, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года ($59,5 млрд). Разница в 11 миллиардов долларов – это многовато. При этом за весь 2022 год товарооборот между РФ и Турцией вырос на 86% по сравнению с 2021 годом и составил рекордные $62 млрд. Причем Турция в 2022 году из РФ импортировала больше товаров, чем из других стран – Россия занимала 1 место с долей в 16,1% или $58 млрд.
Турки стали чаще обращать внимание на окрики из США, Великобритании и Евросоюза. Раньше россияне могли легко оформить вид на жительство в Турции, им так удобней было для поездок, теперь все значительно усложнилось. В январе 2024 года из Турции уехало 54 тыс. граждан РФ. Кроме того, у россиян возникли большие сложности и с турецкими банками, растет также проблематика из-за санкций (ограничений) ЕС.
Однако удивляться тут нечему. Турция – член НАТО с 1952 года. Причем Запад уже дал понять, что за покладистость турки могут не только купить у США новые истребители F-16 и модернизировать старые на сумму в $23 млрд, но совершить и другие интересные сделки. Это касается не только вопроса принятия Швеции в НАТО, а затрагивает всю евроатлантическую стратегию.
Стоит также напомнить, что турецкий ВПК плотно встроен с систему НАТО и является драйвером местной экономики. Более того, турки строят фрегаты класса Ada для ВМС Украины, а компания Baykar, близкая к турецкому лидеру, хочет в ближайшее время построить завод по изготовлению БПЛА на украинской территории. Все это заставляет задуматься, что именно происходит в отношениях между Анкарой и Москвой, и как назвать подобного рода сотрудничество?
Заметим, что турки разрабатывают собственный истребитель пятого поколения, танк, вертолеты, разнообразные беспилотные системы, имеют целый ряд двигателестроительных проектов, ведут собственную космическую программу (строят космодром в Сомали), хотят обзавестись ракетами с дальностью в 3 тыс. км и совсем не против стать обладателями ядерного потенциала. Для реализации всего этого туркам нужны технологии, поэтому Анкара не станет ссориться с Западом из-за Москвы. Поэтому некоторое похолодание в отношениях между РФ и Турцией вполне объяснимо, но оно не продлится долго. Турки не станут сильно портить отношения и с РФ, так как имеются взаимовыгодные энергетические и другие проекты. Восток – дело тонкое.