В Нью-Йорке открывается 15-й фестиваль кино Румынии


В четверг, 18 февраля, в Нью-Йорке открывается 15-й ежегодный фестиваль «Создавая волну: новое румынское кино» (Making Waves: New Romanian Cinema). На этот раз из-за пандемии коронавируса смотр пройдет в виртуальном формате. Будут показаны семь новых игровых и шесть короткометражных фильмов.

Самая титулованная картина фестивальной программы – «Мальмкрог» (Malmkrog) известного режиссера Кристи Пую («Смерть господина Лазареску»). В этом своего рода разговорном спектакле из программы прошлогоднего Берлинале, длящемся почти три с половиной часа, хозяева и гости богатого дома на заре 20-го века предаются элегическим беседам на самые разные темы, премущественно политические, моральные, военные и философские. Режиссер вдохновлялся произведением русского философа-мистика Владимира Соловьева «Три разговора». Площадкой высоколобых дебатов избрано поместье русских аристократов, а говорящими головами – разнокалиберный набор персонажей, которые обмениваются мнениями преимущественно на французском языке. Как заметил российский критик Василий Корецкий, «Пытка русской философией способна довести неподготовленного зрителя до отчаяния».

Режиссер Раду Чорничук и его команда провели несколько лет, наблюдая за многодетной семьей, жившей вольной жизнью в хижине на лоне природы в природном заповеднике в самом центре Бухареста, а потом подвергнутой принудительному переселению в городскую квартиру. Результатом стал очаровывающий искренностью документальный фильм «Акаса, мой дом» (Acasa, My Home), получивший специальный приз жюри за операторскую работу на недавнем кинофестивале Санденс.

«Акаса, мой дом». Courtesy photo

«Акаса, мой дом». Courtesy photo

Режиссер Александр Нанэу предпринял репортерское расследование трагедии в бухарестском музыкальном клубе, где в результате пожара погибли около трех десятков человек и почти двести получили ожоги и травмы. Фильм «коллектив» (collective) прослеживает тревожные события, когда в больнице вдруг стали умирать пострадавшие от пожара, состояние здоровья которых вроде бы не внушало медикам опасений. Добираясь до истины, авторы фильма выявили глубокую коррупцию в системе государственного здравоохранения.

Кроме полнометражных лент, в программе фестиваля в Нью-Йорке пять короткометражек, из которых можно выделить «Рождественский подарок» (The Christmas Gift) режиссера Богдана Мурешану. Киноминиатюравоскрешает паранойю жизни в Румынии при диктатуре Чаушеску. Невинная откровенность 7-летнего мальчика может дорого обойтись его отцу. Этот 20-минутный скетч получил несколько призов на самых престижных мировых смотрах, включая Торонто и Клермон-Ферран.

Четыре игровых ленты из программы фестиваля получили американскую премьеру в Нью-Йорке.

«Дом кукол» (House of Dolls) режиссера-дебютанта Тудора Платона – сочувственное, хотя и несколько ироничное наблюдение за особым миром, которым правит компания пожилых дам. В закрытом от чужих взгядов доме отдыха они отводят душу – веселятся, вспоминают молодость, сплетничают и предаются меланхолии.

Еще один режиссер-дебютант, известный актер Дориан Богута снял запутанную детективную драму «Наследие» (Legacy). Когда загадочным образом исчезает знаменитый пианист, расследование поручают степенному, видавшему виды следователю. Открывающиеся обстоятельства погружают сыщика в странные взаимоотношения исчезнувшего музыканта с его семьей и друзьями.

«Наследие». Courtesy photo

«Наследие». Courtesy photo

Режиссер Ивана Младенович, уроженка Сербии, представила залихватскую фальшивую автобиографию под названием «Ивана Грозная» (Ivana the Terrible). Она известна своим скандальным дебютом «Солдаты» о «неуставных отношениях» в армии. В новой картине Ивана выступает и как исполнительница главной роли, а ее соседи и родные играют самих себя.

И, наконец, народная комедия «Предвыборная кампания» (The Campaign) режиссера Мариана Кришана, которая показывалась на Московском международном кинофестивале осенью прошлого года.

Добродушный тракторист Виорел из провинциального городка пригласил в свой дом столичного политика, автомобиль которого сломался на полдороге. Политик, Сильвестру Мокану, подозревается в коррупции. Визитер баллотируется в Европарламент, что, как он надеется, обеспечит ему желанный иммунитет от уголовного преследования. Политик договаривается с трактористом, что тот на предвыборных митингах в районе будет изображать его «старого друга», а в обмен получит новый трактор.

«Предвыборная кампания». Courtesy photo

«Предвыборная кампания». Courtesy photo

С режиссером фильма «Предвыборная кампания» Марианом Кришаном, находящимся в Бухаресте, по Skype побеседовал корреспондент Русской службы «Голоса Америки».

Олег Сулькин: В вашей биографии сообщается, что вы родились в Салонте (небольшой город на крайнем Западе Румынии, недалеко от границы с Венгрией). Действие фильма тоже происходит в Салонте и окрестностях. Это же не случайное совпадение?

Мариан Кришан: Нет, конечно. Действие моего первого игрового фильма, «Морген», тоже там происходит. Это для меня магическое место, место, где мне нравится помещать свои истории. У меня какие-то особые отношения с жителями этих мест. Меня они воодушевляют, начиная с детских лет. Я о них постоянно думаю.

О.С.: Большая «шишка» из столицы, оказавшись в глухом провинциальном городке, заводит дружбу с простым работягой и живет в его доме во время предвыборной поездки. Эта история основана на реальных событиях?

М.К.: Именно такой истории в реальности не было. Я объединил в один сюжет несколько похожих историй. Таких политиков везде хватает. Они как волки в овечьей шкуре, как хамелеоны изображают обычных людей. В фильме Мокану, баллотирующийся в Европарламент, решает для рекламы своей близости к народу пожить в доме тракториста. И мне показалось интересным представить политика не в свете софитов, на трибуне, во время срежиссированных встреч с народом, а в будничных обстоятельствах, – в пижаме, с зубной шеткой в руке, в неформальном общении с хозяевами дома.

«Предвыборная кампания». Courtesy photo

«Предвыборная кампания». Courtesy photo

О.С.: Надо отдать должное Мокану. Этим эффектным шагом он обезоруживает избирателей и эффективно отбивается от колючих вопросов репортеров, которые не дают ему забыть, что его обвиняют в коррупции. В общем, он – типичный популист. Насколько такой типаж характерен для румынской политической жизни?

М.К.: Это не репортаж, это кино. Я не собирался критиковать конкретных политиков. Гораздо важнее отношения двух главных героев, политика и тракториста, их человеческий контакт. Для пожилого гостя эта предвыборная кампания – финал, конец дороги. Он опытный профессионал, и знает, что делает. Конечно, он манипулирует людьми, коррумпирует их. Это он умеет делать, ведь он делает это всю жизнь. Не надо забывать, что мы бывшая коммунистическая страна, где движение к демократии началось только в 1990 году.

О.С.: У вас есть еще один любопытный персонаж. Молодой помощник гостя, его фотограф и пиарщик. Он на «ты» с новыми компьютерными технологиями и интернетом, он честолюбив, циничен и очень лоялен к начальнику. Новое поколение политиков, которое идет на смену старой гвардии?

М.К.: Ну да, он очень печется по поводу количества «лайков» на Фейсбуке. Но то, что он делает, тоже вариант коррупции, скажем, он виртуозно манипулирует постановочными фотографиями. Но парень отличается от своего босса хотя бы тем, что у него нет опыта жизни при коммунистическом режиме.

О.С.: Избиратели в этом местечке в большинстве своем разочарованы, равнодушны, недоверчивы и скептичны. Почему?

М.К. Во всей Восточной Европе сегодня можно заметить эту тенденцию – разочарование в демократических реформах. Я был совсем молод во время коммунистического правления. Но отчетливо помню, что и тогда люди были скептичны и недовольны. Люди склонны верить иллюзиям, но когда они рассеиваются, наступает разочарование. Хочу подчеркнуть, что я снимал кино не про коммунизм и демократию, а про человеческие отношения.

О.С.: Еще одно наблюдение: тракторист, его семья, его друзья, жители городка – хорошие, добрые, гостеприимные люди. Их покорность обстоятельствам и власти бросается в глаза. Можно ли это качество считать одной из черт национального характера?

М.К.: Такое несколько пассивное отношение к жизни свойственно жителям западных областей Румынии, которые причисляют к Трансильвании. Они очень добры, покладисты и медлительны. В других регионах люди по-другому реагируют. Скажем, в Бухаресте, где я живу, люди эмоциональны, склонны к шумному спору, и в этом похожи на итальянцев.

О.С.: Многое в фильме держится на двух главных героях. Как вы нашли таких замечательных актеров?

М.К.: Тракториста Виорела играет Овидиу Кришан.

О.С.: Он ваш родственник?

М.К.: Нет. Однофамилец. Считайте это проявлением коррупции (смеется). Я за ним слежу много лет. Овидиу играет в театре в городе Клуж. Он очень органичен в этой роли. Мокану играет Ион Сэпдару. Он актер и режиссер театра в городе Яссы. Учился во ВГИКе, снимался во многих фильмах, включая «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу и «12:08 к востоку от Бухареста» Корнелиу Порумбойю. В роли Мокану я видел только Иона Сэпдару, его мимику, его голос, его походку.

О.С.: Вы назвали имена Мунджиу и Порумбойю. Они, также как Кристи Пую и Раду Жуде, воспринимаются любителями кино как лидеры новой румынской волны, которая восхитила фестивальный мир примерно полтора десятилетия назад и продолжает восхищать сегодня. Вы себя считаете частью этой волны?

М.К.: Мне трудно судить. Пусть я буду называться частью второго наката «новой волны». Нас всех объединяет склонность к художественному минимализму и честному наблюдению за реальностью. Мы знаем друга друга, встречаемся, обсуждаем фильмы, спорим.

О.С.: Ваш фильм показывался на кинофестивале в Москве в прошлом году. Вы приезжали?

М.К.: Увы, нет. Из-за ковида не получилось, хотя наш фильм показали там в кинозале, на публике. Когда появится возможность, обязательно приеду. Я очень люблю русское кино, стараюсь следить за новыми фильмами.



Источник

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *