Открылась выставка к 90-летию композитора
В музее музыки С.С. Прокофьева открылась выставка к 90-летию со дня рождения советского композитора Альфреда Шнитке. В экспозиции — мебель, личные вещи и нотные тетради, написанные рукой Альфреда Гарриевича. Его особый мир перекликается с музыкой, где композитор соединял, казалось бы, несочетаемое.
Первое, что бросается в глаза при входе в зал, — это яркие цвета, которыми наполнена комната. На стенах висят картины и фотографии из фондов Музея музыки, на которых композитор стоит рядом с другими известными музыкантами, такими как Юрий Башмет, Наталия Гутман, Геннадий Рождественский, Валерий Полянский и Мстислав Ростропович.
Отдельный раздел выставки посвящен «Фаусту» в творчестве Альфреда Гарриевича. Композитор написал кантату «История доктора Иоганна Фауста» и расширил ее до одноименной оперы, премьера которой состоялась в Гамбурге 22 июня 1995 года. Афишу к концерту можно найти на выставке. По замыслу автора, в кантате главным действующим лицом должен был стать Мефистофель в двойном обличии: дьявол-соблазнитель и дьявол-каратель. В качестве первого выступал контратенор – голос средний между мужским и женским звучанием, а партию второго Шнитке хотел поручить эстрадной певице Алле Пугачёвой. Для всех это казалось невозможным и странным, но только не для Шнитке. Благодаря этой истории можно увидеть творческое видение композитора. Премьеру разрешили не сразу, а только спустя месяц на фестивале «Московская осень», сохранились рукописи кантаты.
Отдельным блоком на выставке представлены иллюстрации к фильмам и марионетки из мультфильмов с известной музыкой Шнитке. В частности таких, как «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Экипаж» и «Сказка странствий» А.Н. Митты, «Агония» и «Спорт, спорт, спорт» Э.Г. Климова, «Маленькие трагедии» и «Мёртвые души» М.А. Швейцера, мультфильм «Стеклянная гармоника» А.Ю. Хржановского, спектакль Театра на Таганке «Ревизская сказка» режиссера Юрия Любимова.
Название выставки «Коллажи Альфреда Шнитке» не случайно. «Коллажами» в музыке называют произведения, которые сочетают в себе множество различных стилей и приемов, тем самым создавая противоречия и неоднозначность той мысли, которую хочет донести автор. В этом — особенность музыки Альфреда Гарриевича. Свет и тьма, столкновение добра и зла — главные темы творчества композитора.
— Шнитке — это не только советский, но и современный автор. Нынешние композиторы его изучают и штудируют. Другими словами, на нашей выставке можно узнать, какая современная музыка сейчас пишется, — рассказала «МК» научный сотрудник Музея музыки Алиса Насибулина.