Режиссер Юлия Беляева поставила спектакль по «Дневнику Фокса Микки» Саши Черного
В Московском театре юного зрителя появился уже второй за год спектакль про собачье сердце. Первый — по повести Михаила Булгакова — поставил Кама Гинкас. Второй — «Парк развлечений им. Фокса Микки» по мотивам «Дневника Фокса Микки» Саши Черного — только что поставила Юлия Беляева — главный режиссер Коми-Пермяцкого театра. Судя по ее спектаклям в Москве и других городах, она умеет выбирать неожиданный литературный материал и небанально его трактовать.
В течение полутора часов на сцене — сплошные собаки, одна кошка и одна девочка-птичка. На премьерном показе спектакль чуть затянулся, поскольку актеры купались в материале, наслаждались его атмосферой, хотя, казалось бы, кому охота играть каких-то зверушек. Это вечная беда. Актеров, готовых на такое самопожертвование, — единицы. Но тут особый случай и совсем другая история. Она не только для детей.
Собаки, как люди, сидят за столом, записывают свои мысли в дневнике, а всю вторую половину спектакля снимают кино. В день премьеры это воспринималось по-особенному, поскольку в зале присутствовал кинорежиссер Сергей Урсуляк. Вот уж кому было, наверное, забавно наблюдать за процессом. Все как у настоящих кинематографистов, только с иронией. Собаки тоже мечтают о признании и хотят получить за свой фильм «Венецианского пса».
Как правильно заметила сценарист и режиссер Наталия Мещанинова, скоро ее кошка будет снимать кино. Сегодня любой готов отличиться на этом поприще. А на Каннском кинофестивале псы давно в особом почете. Им вручают отдельную «Пальмовую ветвь» за роли в кино. Одна такая собачка уже вела телеэфир со звездами. Она сидела в студии, а голос за кадром задавал от ее лица вопросы гостям. Все по Саше Черному.
В МТЮЗе в режиссерском кресле — Пудель Альфред (Евгений Кутянин). Есть хлопушка, все как положено. Есть красавица кошка, готовая что-то сыграть, но ее желание не учитывается, поскольку это царство собак. Ей бы на Бродвее блистать, а не с собачками на съемочной площадке толкаться. Отличная работа кошки-вамп у Аллы Онофер.
Собаки гуляют в своем специализированном парке, танцуют и поют. Фокс по имени Микки сочиняет первые в мире собачьи стихи. У него — большое собачье сердце. И здесь он стар, устал от жизни, ему бы только вздремнуть. Это не тот резвый и молодой песик, каким мы его помним по тексту Саши Черного. Там ему два года, но он уже первый поэт из рода собак. Сыграл «спящего льва» Илья Созыкин. На фоне прочей мелюзги, не считая таксы Полли, он — уходящая эпоха. Жизнь так быстро летит, а собачий век совсем короток.
Над сценой витает образ девочки Зины, которую очень любит Микки, но его, как чеховского Фирса, забыли, оставили одного и уехали. Он еще бодрится, говорит, что и сам не пожелал никуда ехать, но кто в это поверит. Зрители точно не поверят, но пожалеют.
Художник-постановщик Ольга Кузнецова придумала конструкцию парка развлечений, напоминающую гигантский аттракцион. Что-то ностальгически-печальное и прекрасное есть в нем, как в «Колесе чудес» Вуди Аллена.
Вместе с хореографом Евгенией Миляевой актеры наделили каждую собаку особой пластикой. Трогательная болонка Полли (Ольга Гапоненко) напоминает Мальвину. И она никак не может походить на таксу. А такса тут знатная — в шляпке, перчатках, в туфельках на каблуке. Чем не богиня Великого немого. Манеры вполне подходящие, экзальтации хватает. Так и снимается, словно Вера Холодная.
Позднее такса наденет купальный полосатый костюм и окончательно станет любимицей зала. Сыграла ее дивная актриса Арина Нестерова. В театре она давно. Другая на ее месте могла бы отказаться от роли. Не каждому сподручно играть героев утренника. Но Нестерова, единственная здесь заслуженная артистка, не отказалась от таксы Полли и создала удивительный образ. Каждый ее выход встречали аплодисментами.
Простоватого бульдога, напоминающего неловкого провинциала, обаятельно сыграл Дмитрий Агафонов. В роли Птички — Полина Кугушева. Она почти девочка Зина и в то же время ласточка — выбегает в детском платьице-матроске с нарисованной плоской птицей. Она первая попытается вывести взрослого Мистера Фокса из преждевременной старости, вдохнет в него жизнь.