Ученым удалось установить причину двух серьезных старческих заболеваний, которые сейчас считаются неизлечимыми — одно связано с параличом, второе — с помутнением рассудка. В будущем они, по прогнозам, будут встречаться еще чаще, так как растет продолжительность жизни и число пожилых людей. До разработки лекарства еще далеко, но уже получилось определить, как именно оно должно действовать, сообщает Цюрихский университет (Швейцария).
Речь идет о боковом амиотрофическом склерозе (БАС), при котором развивается паралич из-за того, что погибают нейроны спинного мозга и двигательной коры головного мозга. А также о лобно-височной деменции (ЛВД), при которой поражаются области головного мозга, отвечающие за когнитивные функции, язык и личность.
Эти заболевания, как было известно, объединяет количество белка TDP-43 в нейронах центральной нервной системы, не соответствующее стандартному уровню у здоровых людей. Но что влияет на сбой, связанный с его накоплением?
Чтобы ответить на этот вопрос, ученые использовали искусственно выращенные клетки. Материал для экспериментов был получен из стволовых клеток, «запрограммированных» на свойства нейронов. В итоге была сформирована iNets — сеть таких взаимосвязанных нейронов и поддерживающих их клеток, которые растут в оболочке в несколько слоев.
Сходство iNets с клетками настоящего человеческого мозга позволили максимально достоверно отследить весть процесс развития дисфункции TDP-43 вплоть до нейродегенерации.
Выяснилось, что в этой цепочке существует еще одно звено — в тех же клетках, где появляется аномальное количество TDP-43, происходит сбой в накоплении еще одного белка — NPTX2. Его оказывалось так много, что это становилось токсичным для нейронов — и убивало их.
Когда ученые поняли закономерность, они попробовали исправить сбой. И действительно, регуляция уровня TDP-43 привела к тому, что стало меньше NPTX2. То есть, препараты, которые будут понижать уровень NPTX2 этим или каким-то другим способом, смогут остановить развитие БАС и ЛВД.
«Нам еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем пациенты смогут получить реальную пользу, но открытие эффекта NPTX2 дает реальную возможность разработать лекарственное средство, воздействующее на первопричину заболевания», — говорит Магдалини Полимениду из Института количественной биомедицины Цюрихского университета.