Призеры крупнейших мировых киносмотров прибыли из Сенегала, Судана и других стран Африки
В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылся Второй фестиваль африканской культуры «Африка. Вместе в будущее». В Москву привезли неизвестные у нас фильмы, принимавшие участие в главных мировых фестивалях.
Началось все в фойе, где выступали африканские музыканты в невероятных национальных костюмах. Они играли на барабанах, пели дуэтом с русской певицей, переходя с родного языка на русский. Публика вздрогнула, услышав хорошо знакомые слова песни: «Люби меня, люби…».
В кинозале Третьяковки покажут 11 фильмов, ставших участниками и призерами на фестивалях в Каннах, Берлине, Торонто, Роттердаме, на американском «Сандэнсе», номинантами на премию «Оскар» от Сенегала, Нигерии и Судана. Год назад кинематографисты Африки удивили фильмами независимых студий с бюджетом 200 долларов, а теперь одна из картин снята и вовсе за 65 долларов.
Церемонию открытия посетили директор департамента кинематографии Сенегала Жермен Коли и продюсер фильма открытия «Банель и Адама» Сулейман Кебе. Министр культуры этой страны приехать не смог, но прислал сумку в подарок директору фестиваля, которую нам продемонстрировали со сцены. Выступавшие с российской стороны напомнили о наших связях с Африкой и предлагали внимательно посмотреть на хранящийся в Третьяковке портрет Пушкина, чтобы лишний раз убедиться в происхождении поэта.
Элегантный продюсер фильма «Банель и Адама» Сулейман Кебе появился на сцене в строгом черном костюме и бабочке, как наверняка выходил на звездную дорожку Каннского кинофестиваля, не предполагая, насколько в Третьяковке все демократичнее. Он говорил о том, что представляет экспериментальное кино, объехавшее много стран и наконец добравшееся до России, в которой Сулейман давно мечтал побывать.
Фильм снят франко-сенегальским режиссером Рамата-Тулай Си на языке фула в одной из деревень на севере Сенегала и участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 2023 года. Это история любви молодого парня, отказавшегося стать вождем общины, не взявшего на себя эту привилегию и тяжелую обязанность, переходящую от отца к сыну, от брата к брату. Односельчане уверены, что от этого все их беды — внезапные смерти одна за одной, изнуряющая засуха. А виновата, как они считают, избранница парня, которую он даже и не выбирал, а унаследовал после смерти старшего брата.
Они и раньше любили друг друга. А когда их окончательно и официально объединила смерть мужа и брата, пытаются жить не так, как принято в селении. Они откапывают проклятые, как считают их близкие, дома, занесенные песком, чтобы стать независимыми, начать самостоятельную жизнь, но это не приносит им счастья.
Присутствовавшие на показе африканские зрительницы в ярких национальных одеждах перед показом скандировали, что Африка едина, и хохотали весь фильм. Пока мы серьезно смотрели на экран, поражаясь экзотике быта и нравов, они живо реагировали на условности, противоречащие правде жизни. Особенно дамы веселились, когда сенегальская деревня погрузилась в полусон, так что даже капли долгожданного дождя не способны были их расшевелить.
Вторую сенегальскую картину «Ксале» снял 66-летний классик Мусса Сене Абса в копродукции с Францией и Кот-д`Ивуаром. Она названа Африканской киноакадемией лучшим фильмом 2023 года и выдвигалась Сенегалом на премию «Оскар». Картина рассказывает о жизни 15-летних близнецов, находящихся на попечении дяди.
Помимо показов состоялась публичная дискуссия «Россия и Африка: потенциал культурного сотрудничества», где представители двух континентов обсудили перспективы взаимного развития в области театра, визуальных искусств, киноиндустрии. Намечены также панельные дискуссии на темы «Африканский контекст. Чем живет современная Африка? Кино, мода, дизайн» и «Традиции, символы и ноу-хау — чему мы можем научиться у Африки?», а также лекция «Африка — колыбель цивилизации. Откуда мы пришли?».
Заголовок в газете:
Африканское кино за 65 долларов