Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Москва будет делать выводы о действиях США по украинскому конфликту после вступления в должность нового президента в январе 2025 года, пока же во главе американской администрации остается Джо Байден.
«Мы действительно от господина Трампа слышали определенные заявления в ходе предвыборной кампании по украинскому сюжету. И действительно в отличие от многих других политиков в американском истеблишменте господин Трамп говорил о желании установить мир — не желании продолжать войну до последнего украинца, а установить мир», — сказал представитель Кремля журналистам.
По мнению Пескова, таким подходом Трамп «значительно отличался от других представителей американского политического небосклона». «Но сказано все это было во время избирательной гонки, что будет после того, как господин Трамп войдет в Овальный кабинет, мы увидим, судить обо все будем по первым официальным заявлениям и по первым конкретным шагам. Пока же давайте отдавать себе отчет, что президент Байден продолжает оставаться главой государства еще почте полтора месяца», — предупредил пресс-секретарь российского лидера.
Он добавил, что США могли бы очень быстро завершить конфликт на Украине, потому что сами вовлечены в него. «Наверное, не надо лукавить, важно, что выборы завершились в Америке. Почему это важно? Кто-то во время предвыборной кампании говорил про войну, кто-то говорил о мире и о том, что быстро установит мир, — сказал он. — Америка является той самой страной, которая конфликт вокруг Украины может прекратить очень быстро, потому что это та самая страна, которая и прямо, и косвенно вовлечена в этот конфликт, это та самая страна, которая декларирует цель нанести стратегическое поражение нам, россиянам, нашей стране, Российской Федерации».
По словам Пескова, если кто-то может что-то изменить, тогда это надо приветствовать. «Если это слова во время предвыборной гонки, то видели такое и ранее», — отметил пресс-секретарь.
Член Совета по внешней и оборонной политике, профессор кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО МИД России Андрей Безруков считает, что достижение Россией целей специальной военной операции приведет к завершению украинского конфликта, а не избрание Дональда Трампа президентом США.
«Изменения в переговорном процессе по Украине зависят от России, а не от Трампа. Мы не можем не выполнить нашу миссию по обеспечению безопасности своих западных границ. В ином случае конфликт будет продолжаться бесконечно. Захочет ли Трамп усадить Зеленского за стол переговоров и сделает ли это — сложный вопрос. Заявления Трампа во время предвыборной кампании и его реальные действия после прихода к власти в январе могут кардинальным образом отличаться. Когда Трамп станет президентом, за ним будут стоять вся машина американской дипломатии, интересы бизнеса, армии и спецслужб, республиканцу придется с ними считаться. Трамп может сместить какие-то акценты, но это не значит, что ему удастся в одиночку этот консенсус каким-то образом сдвинуть», — отметил аналитик.
По его словам, «проблема для нас состоит в том, как заключить долгосрочное соглашение с США о новой системе безопасности на западных границах РФ, в Европе». «Первый вопрос в том, готовы ли вообще Соединенные Штаты об этом говорить, с Трампом или без Трампа, когда в течение стольких лет они считали, что с нами вообще нельзя это обсуждать. Второй вопрос — с кем и о чем нам можно договариваться», — добавил Безруков.
По его оценкам, избрание Трампа стало «защитной реакцией американского общества и было мотивировано желанием не столько идти вперед, сколько вернуться назад — к более комфортному, традиционному обществу». В будущем жители США потребуют от Трампа перемен, на которые он не будет способен, тогда «как у демократов, так и у республиканцев появится проблема невыполненных обещаний».
«Если Россия сейчас договорится с республиканской администрацией, а потом придет другая, например, демократическая, она может просто выйти из соглашений, как это произошло с Ираном», — указал политолог. Речь идет о выходе Трампа из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе в 2018 году, который был подписан администрацией президента США Барака Обамы.