Ростом более 3 метров, Gigantopithecus blacki был самым крупным видом приматов, когда-либо живших на Земле (по крайней мере, из тех, о которых мы знаем). Этот неуловимый зверь бродил по территории современного Китая, пока не вымер между 295 000 и 215 000 лет назад при загадочных обстоятельствах.
В новом исследовании ученые выясняют причины безвременной кончины гигантской обезьяны и приходят к выводу, что этот вид не смог приспособиться к быстро меняющейся окружающей среде.
Первые свидетельства существования гигантопитека появились в 1935 году, когда антрополог Ральф фон Кенигсвальд наткнулся на необычный экземпляр в традиционной китайской аптеке в Гонконге. Пометив его как «зубы дракона», фон Кенигсвальд обнаружил, что коренные зубы принадлежат неопознанному виду вымершей обезьяны, который он назвал гигантопитеком.
Даже сегодня единственным свидетельством их существования являются всего 2000 окаменелых зубов и четыре челюстные кости, а значит, мы не имеем представления о том, как они выглядели на самом деле.
G. blacki иногда называют «настоящим Кинг-Конгом» из-за его гигантских размеров, хотя он более близок к орангутанам из семейства Ponginae.
Чтобы узнать об исчезновении вида, Уэстауэй и огромная команда исследователей изучили 22 пещеры в китайской провинции Гуанси и собрали образцы пыльцы, окаменелостей и осадочных пород.
Их открытия показали, что около 2,3 миллиона лет назад здесь были густые леса с плотным покровом, что было идеально для G. blacki и других обитателей джунглей — орангутанов (Pongo weidenreichi).
Однако около 600 000 лет назад окружающая среда стала более изменчивой из-за увеличения продолжительности времен года, что привело к изменению типов растений, произрастающих в лесу. Хотя эти изменения подходили орангутанам, они оказались сложной задачей для G. blacki.
«Изменения в окружающей среде, начавшиеся около 600 000 лет назад, очень сильно подчеркнули возможности адаптации G. blacki и P. weidenreichi (орангутанов). Более сезонный климат привел к засушливым периодам, когда трудно было найти фрукты. G. blacki полагался на менее питательную запасную пищу, такую как кора и ветки, в то время как P. weidenreichi был более гибким в выборе запасной пищи, питаясь побегами, листьями, цветами, орехами, семенами и даже насекомыми и мелкими млекопитающими«, — пояснил Уэстауэй.
В конце концов, огромные размеры G. blacki стали его гибелью. В такие переменчивые времена нужно быть ловким и мобильным, а это не так-то просто при росте 3 метра и весе до 300 килограммов.
«Диапазон кормовой базы G. blacki был ограничен его размерами, но P. weidenreichi был более подвижен, перемещаясь в пологе на большие расстояния и обеспечивая больший диапазон кормовой базы. G. blacki оставался в лесу, в то время как P. weidenreichi мог перемещаться в более открытую лесную среду. Удивительно, но за это время G. blacki даже увеличился в размерах, в то время как P. weidenreichi уменьшился в размерах и стал более проворным приспособленцем«, — добавила она.
Исследование опубликовано в журнале