Сергей Соловьев на вручении национальных кинематографических премий «Ника», 1996 г. Фото Бориса Кавашкина /ИТАР-ТАСС/
Пожалуй, главное достижение, которое вменяют Сергею Соловьеву кинокритики, это то, что ему удалось запечатлеть уходящую эпоху в своих фильмах и создать молодежное кино позднего СССР. Он всегда, на протяжении всей свой творческой биографии, ассоциировался почему-то с молодежью. Даже его последний фильм «Елизавета и Клодиль», который он так и не закончил, должен был рассказать о метущейся, безбашенной юности: на переломе эпох две молоденькие девушки сбежали из дома и получили на свою голову большие проблемы. Он был самым молодым на режиссёрском курсе Михаила Ромма и Александра Столпера во ВГИКе, куда поступил сразу после окончания школы, что было большой редкостью. Каким-то хитрым, лукавым способом ему помог в поступлении его друг детства Валерий Плотников, в будущем — известный фотограф.
Творческая жизнь Сергея Соловьева началась ещё раньше — в 14 лет его пригласил сыграть в спектакле режиссер Игорь Владимиров в БДТ, где его партнёрами по сцене были великие Евгений Лебедев, Ефим Копелян и Владислав Стржельчик. Игорь Владимиров случайно встретил Серёжу Соловьева и его одноклассника Лёву Додина на Невском проспекте. Ребята занимались тогда в очень популярном в Ленинграде Театре Юношеского Творчества (ТЮТ) при городском дворце пионеров. Встретил и пригласил в «Дали неоглядные» (так назывался спектакль).
Почти все самое важное в жизни Сергея Соловьева происходило вот так же случайно и фантастически.
«Я родился (25 августа 1944 года) от очень странного и даже, я бы сказал, дикого брака, потому что мама моя была дочкой врага народа, а отец — очень крупным по тем временам сначала контрразведчиком, потом разведчиком. От этого мезальянса произошел я», — Сергей Соловьев рассказывал в мемуарах о своем появлении на свет. Потом он уехал с родителями в Северную Корею, куда после войны направили служить его отца. И там прожил 6 лет. В Корее он общался и даже дрался с Ким Чен Иром, сыном лидера страны Ким Ир Сена: «Однажды мне удалось скинуть его в фонтан и подержать под водой вниз головой…».
В 25 лет Сергей Соловьев дебютировал как режиссер — экранизировал две прелестные новеллы по Чехову для киноальманаха «Семейное счастье».
Алиса Фрейндлих и Вячеслав Тихонов в киноновелле «От нечего делать», 1969 г.
Актёрский ансамбль был бесподобен. В новелле «От нечего делать» Алиса Фрейндлих, Вячеслав Тихонов и Николай Бурляев сыграли любовный треугольник и были настолько непохожи на привычных себя, особенно Тихонов, что без натяжки можно сказать: Соловьев их открыл для кино заново. В новелле «Предложение» была так хороша его студенческая любовь, а впоследствии жена — Екатерина Васильева. Он видел и мог показать на экране женскую красоту: «Катя Васильева тогда была женщиной неслыханной красоты: юная, рыжая, высокая, стройная, с сигаретой «Шипка» в зубах — первая красавица на курсе» (они вместе учились во ВГИКе). Она потом ещё снималась у Соловьева в «Егоре Булычове», в котором, кроме Екатерины Васильевой, ещё играли: Михаил Ульянов, Зинаида Славина, Анатолий Ромашин, Вячеслав Тихонов, Ефим Копелян… Лучшие артисты страны с удовольствие работали у молодого, начинающего режиссера. И уже тогда было понятно: Сергей Соловьев – большой художник.
Почти все самое важное в жизни Сергея Соловьева происходило случайно и фантастически. Фото: Фото Олега Иванова /Фотохроника ТАСС/
А впереди — почти 20 лет до выхода «Ассы» (1987), сделавшей его культовым режиссером. За это время он снял с десяток кинокартин, среди которых был фильмы о первой любви «Сто дней после детства», и мелодрама о жизни подростков в послевоенные годы «Чужая Белая и Рябой».
Сергей Соловьев и исполнитель одной из ролей в фильме «АССА» Сергей Бугаев, 1987 г. Фото Олега Иванова /Фотохроника ТАСС/
Ещё у него был талант открывать для кино новые лица. Он их находил не среди актеров. Эти открытия стали его фирменным почерком. В «Станционном смотрителе» была чудо как хороша Марианна Кушнирова, киновед по образованию. Она сыграл юную Дуню и навсегда запомнилась зрителям своими глазищами-озёрами. Марианна стала второй женой Соловьева, у них родился сын Дмитрий. И это был счастливый брак до того момента, когда Сергей Соловьев встретил совсем ещё юную Татьяну Друбич. Он искал девочку-подростка на главную роль в свой фильм «Сто дней после детства».
Когда он писал сценарий к «Ста дням…», он ясно себе представлял молодую Ирину Купченко, которую уже видел в «Дворянском гнезде». И она его в этом фильме потрясла. Он раздал своим ассистентам фото молодой Купченко и велел им найти «такую же». Прошло две недели бессмысленных поисках. Разумеется, никакой «молодой Купченко» ему не нашли. Соловьев был в отчаянии. Но в один прекрасный день прямо с уроков ему привезли на студию школьницу Таню Друбич. Тане было тринадцать лет, и она была совсем не похожа на молодую Купченко. И совершенно не хотела сниматься в кино. Потому что уже снялась в главной роли у режиссера Инны Туманян в фильме «Пятнадцатая весна». Работа в кино её не впечатлила, сниматься ей было неинтересно. Она хотела поступать в медицинский. Самое удивительное, что и Соловьев не был особо впечатлен Таней Друбич, хотя вся съемочная группа её активно лоббировала. Но поскольку «нормальной молодой Купченко» ему так и не нашли, деваться было некуда, все сцены были сняты, кроме сцен с главной героиней. Он начал снимать Друбич… И был совершенно ею очарован: «В первой съемке Таня обнаружила свое самое сильное и совершенно удивительное по сию пору качество — свою фантастическую нефальшивость. Сцена была по-настоящему трудна, но Таня с удивительной простотой, без всяких шаманских репетиций, без задавания глупых вопросов, просто и четко снялась. И дальше в том же ключе, без всяких «актерских проблем» мы сняли всю картину»…
Знакомство на съемочной площадке как-то само собой перетекло в личные отношения. Спустя время они поженились. Он снимал Друбич и в следующих своих фильмах: «Спасатель», «Наследница по прямой», «Избранные»… Вершиной их творческого союза стал фильм «Асса», который задумывался как зрительский хит в жанре индийского кино, где есть страсть, любовный треугольник, убийства… Но никто не предполагал, что фильм станет культовым, невероятно популярным у молодежи: в нем снимались звезды ленинградского музыкального андеграунда. Особенно ярким стало появление группы «Кино» и Виктора Цоя с песней «Мы ждем перемен!», гимн молодежи конца 80-х. После выхода на экраны киноведы записали «Ассу» в «новый русский постмодерн», ну а для зрителей картина стала потрясением.
После «Ассы» он снял ещё много фильмов, хороших и не очень. Писал сценарии. Был ещё один талант: Сергей Соловьёв — удивительный рассказчик. Недолгого общения с ним было достаточно, чтобы понять, почему в него влюблялись самые красивые актрисы. Он был умен, обаятелен, остроумен, очень много знал, с удовольствием травил киношные байки, которые вошли в три тома его воспоминаний. С ним было легко общаться. Возможно, потому что у него был легкий характер. Как говорил он мне: «Во всяком случае я стараюсь не погружать себя и окружающих меня людей в маразм и рефлексию. Меня пугает значительное выражение лица и выражение преодоленного несчастья. Если что-то хочешь сделать, вставай и делай. Если делать трудно, не впадай в хандру, а делай намеченное годами»…