В Ясной Поляне завершился театральный фестиваль «Толстой». Все его спектакли проходили на территории Музея-усадьбы Льва Толстого под открытым небом.
И если для главного события – «Воскресения» Александринского театра в постановке Никиты Кобелева — специально построили большую сцену с амфитеатром для зрителей, то сценической площадкой для других небольших спектаклей стали и прилегающие к усадьбе поля и леса, куда и отправлялись зрители в сопровождении актеров. Некоторые из них в иных обстоятельствах, в помещении смотреть, возможно, и не захотелось. А в жаркий летний день они воспринимаются, как отличная прогулка, театральный пикник. На «Утро помещика» так и завлекали — приходите выпить кофе с помещиком. Но буфет уже потом и самостоятельно.
«Утро помещика» — часть незавершенного «Романа русского помещика». Его 19-летний герой — князь и студент третьего курса университета Дмитрий Нехлюдов — пытается в родной деревне сделать что-то полезное, но ничего кроме непонимания крестьян не встречает. Как не принимает помощь другого Нехлюдова в «Воскресении» Катюша Маслова, так и здесь крестьяне отказываются от благодеяний барина — такого же кающегося дворянина.
Герой по фамилии Нехлюдов появляется и других произведениях Толстого – в «Отрочестве», «Юности», романе «Воскресение», рассказе «Из записок князя Д. Нехлюдова». Прежде чем мы познакомимся с ним в «Утре помещика», надо еще дойти до поляны на окраине усадьбы. На ведущей туда дороге в лесу нас встречает молодой человек, выступающий от лица театра, выпускник Школы-студии МХАТ Никита Юськов. Но с ним мы познакомимся уже после спектакля, как и другими участниками форум-спектакля. Знакомство не запланировано. Оно происходит «по просьбам трудящихся», по личному запросу. Никита приводит зрителей в поле, где расположен навес, и это гуманно в жаркий день, когда термометр достигает отметки в 30 градусов. Идти через поле благоухающих трав — одно удовольствие. Рассаживаемся на пеньки и следим за развитием событий.
Форум-спектакль «Утро помещика» поставила Полина Шатохина. Сам жанр предполагает участие зрителей, которые становятся соавторами, участвуют в обсуждении только что увиденного и в какой-то момент заменяют помещика, вместо него приходят в дома крепостных крестьян. До отмены крепостного права остается три года, и в этом свете желание прогрессивного молодого помещика решительно изменить крестьянское житье-бытье в лучшую сторону, нести им добро, выглядят в особом свете.
Самыми активными зрителями оказались два адвоката — молодой Илья и бойкая дама постарше, экс-адвокат, но как она сама заметит, бывших адвокатов не бывает. Оба они участвовали в так называемых пробах, почти как актеры, предлагая свой вариант развития событий. Надо было надеть белый картуз и погрузиться в жизнь героев. Подход у адвокатов деловой. Как и другие зрители они воспринимают происходящее с современных позиций. Терминология соответствующая. Представлять было необязательно, тем более называть свою профессию. Но на вопрос об этом, они ответили, как есть.
Установка спектакля-форума такова: «Мы не можем вводить новых персонажей и вводить волшебство». Так и было. В «шкуру» одного героя погружались разные зрители. О волшебстве вообще речи быть не могло. Современные люди прагматичны. Но не таков Нехлюдов, которого сыграл Антон Переверзев — выпускник Ярославского театрального института, актер-дубляжа, преподаватель анимации, как он сам себя отрекомендовал.
У артиста Нижегородского ТЮЗа Федора Боровкова — две роли. Он играет бедного пятидесятилетнего крестьянина Ивана Чуриса, старика по тем времена. Вместе с семьей он живет в в полусгнившем, покосившемся доме, но переезжать в другой — хороший, каменный, как предлагает барин, не намерен. Нет никакого доверия к господам. Вторая роль — пьющий мужик среднего достатка Юхванка Мудреный, который хочет продать свою лошадь. Вот барин и идет к нему, чтобы выяснить, зачем он это делает, и как намерен распорядится вырученными деньгами. К молодому барину Юхванка обращается «васяся», что означает «ваше сиятельство».
Юлия Разумовская — тоже выпускница Школы-студии МХАТ. Она с брусникинского курса, играет в театре «Практика». В «Утре помещика» у нее три роли — «старушонки» лет сорока в плетенной из проволоки шали — жены Чуриса, которой приходится, как кариатиде подпирать крышу ветхой избы. Иначе она упадет. Она такая же терпеливая, как ее муж, и к врачам, несмотря на хвори, не обращается. Юлия также играет мать Юхванки Мудреного и его лошадь. Она надевает упряжку, бьет копытом, работает по типу Холстомера в БДТ Товстоногова, которого играл там Евгений Лебедев.
Актеры проигрывают сцену, иногда не раз, а потом зрители делятся своими соображениями по поводу увиденной ситуации, анализируют поведение героев, дают советы. Удивительно, с каким жаром они это делают. У людей есть жажда высказаться. Правда, актеры говорят, что у нас собрались исключительно активные зрители. Не на каждом спектакле такие встречаются.