Согласно ПДД, «опережение» происходит, когда водитель увеличивает скорость, обгоняя транспортное средство, но не выезжает при этом на встречную полосу. В то время как «обгон» подразумевает обязательный выезд на полосу встречного движения.
Таким образом, в контексте полос разгона и торможения речь идет именно об опережении. Опережение на этих участках дороги запрещено, как и на пешеходных переходах, перекрестках, железнодорожных переездах, эстакадах, в тоннелях, на участках с плохой видимостью и в конце подъёмов.
В ПДД нет явного запрета на опережение справа, однако фактически это действие ограничивается за чертой города. Согласно пункту 10.4 Правил дорожного движения, вне населенных пунктов автомобили обязаны двигаться исключительно по крайней правой полосе, оставляя левую полосу для маневров обгона. На многополосных улицах города движение возможно в любом ряду, но смена полос допустима лишь в случаях поворота, разворота, обгона или остановки.
При этом правила строго запрещают опережение справа, если это требует частичного выезда на обочину, тротуар, пешеходную дорожку или полосу для велосипедистов. Исключение составляют ситуации, когда впереди идущий автомобиль замедляет движение и сигнализирует о намерении повернуть налево. В таком случае можно безопасно объехать его справа, как только полоса освободится.
По Правилам дорожного движения (п. 8.10), полоса торможения предназначена для снижения скорости перед поворотом, позволяя водителям плавно замедляться, не создавая помех для транспортных средств на главной дороге. В то время как полоса разгона служит для набора скорости и позволяет безопасно влиться в основной поток, уступая дорогу другим автомобилям. Таким образом, в первом случае полоса обеспечивает замедление перед маневром, а во втором — ускорение для безболезненного перестроения.
Полосы разгона и торможения не обладают специальным статусом и их разметка в виде прерывистой линии не запрещает пересечения с обеих сторон. Следовательно, обгон на таких участках дороги не противоречит ПДД. Тем не менее, критически важно, чтобы при возвращении в основной поток транспортное средство не мешало другим водителям и не создавало опасных ситуаций.