Обнаженная муза знаменитого французского художника страдала астмой и демонически ревновала в воде
Премьера «Обнаженной музы Пьера Боннара» режиссера Мартена Прово состоялась почти год назад на Каннском кинофестивале в секции «Каннские премьеры». Весьма скромная картина удостоилась такой части, скорее всего, благодаря главному герою – выдающемуся французскому художнику Пьеру Боннару. Он завершил свои дни поблизости в Ле-Канне в 1947 году, спустя пять лет после смерти своей «обнаженной музы» Марты.
У Боннара был дом на Лазурном Берегу, где он провел около 20 лет. Одна из его картин называется «Порт в Каннах». Фестивальным отборщикам трудно избежать искушения и не зафиксировать такие совпадения.
В марте в Эрмитаже провели «День Боннара» — состоялись российская премьера фильма Мартена Прово и экскурсии «Картины Пьера Боннара и художников группы Наби в собрании Эрмитажа», благо коллекция музея — вторая по масштабу после парижского Музея Орсе. Это виды Парижа, сельские пейзажи Франции, триптих «Средиземное море», заказанный русским коллекционером И.А. Морозовым для своего московского особняка.
.В Музее Орсе представлена великолепная коллекция работ Боннара, и развешаны они так, словно мы присутствуем на персональной выставке художника. Помимо именных залов его работы можно увидеть в соседстве с полотнами других мастеров, что придает им иногда неожиданный ракурс.
Мартен Прово — не только режиссер, но и актер, хотя и работает с собратьями по профессии не так умело, как можно было ожидать. Актрис он чувствует лучше, и они у него тоньше и точнее, нежели актеры-мужчины. Это видно в его режиссерских опусах «Я и ты» с Катрин Денев и «Виолетт» с Эммануэль Дево. В 2008 году Прово стал обладателем главной кинопремии Франции «Сезар» за «Серафину из Санлиса» о художнице-примитивистке Серафине Луи. Его новый байопик хронологически воспроизводит жизнь одного из главных художников Франции.
Пьер Боннар — выходец из семьи высокопоставленного чиновника. Его родители мечтали о юридической карьере сына, но он нашел другое призвание, хотя изучал юриспруденцию параллельно учебе в Академии художеств. Боннар стал членом художественного объединения Наби, но потом пошел своим путем. Он пережил Первую и Вторую Мировые войны, смог избежать мобилизации, но позднее был отправлен на фронт, откуда вернулся другим человеком, по его собственному признанию.
Музой и натурщицей Боннара стала 24-летняя цветочница и швея из похоронного бюро Марта де Мелиньи (она же Мари Бутсен). Ее реальная биография может отличаться от той, что представлена в фильме Прово. Боннар встретил Марту на улице. Ему было тогда 26 лет, хотя на экране мы видим 45-летнего актера Венсана Макена, имеющего некоторое портретное сходство со своим героем, но в более зрелом возрасте.
Друга Боннара — Клода Моне — и вовсе сыграл 75-летний Андре Маркон. Герои приплывают в гости друг к другу на лодке, неважно, что для этого потребовалось два часа. Зато Клод Моне увидел по пути дивные лилии, которые потом запечатлел, променяв застолье с друзьями на работу за мольбертом у реки.
Марта в исполнении Сесиль де Франс («Молодой папа», «Бунтарки», «После меня») — тоже далеко не юная особа. Герои проживают на экране совместную 30-летнюю жизнь, практически не меняясь, разве что достигают возрастной идентичности ближе к финалу. Марту и спустя годы их совместной жизни Боннар изображал молодой и прекрасной. Ее тело не старело на его картинах. Изображение Марты есть почти на 400-х работах Боннара. На смену ей придет натурщица помоложе. Рене Моншати сыграла 34-летняя Стэйси Мартин («Молодой Годар», «Нимфоманка»). Благодаря этой встрече художник вновь ощутит вкус к жизни. Однако его новая муза покончила жизнь самоубийством в ванной, в которой он ее запечатлел когда-то на картине «Обнаженная в ванной».
Свою больную музу Марту, страдающую астмой, Боннар тоже изображал в ванной. Молоденькая натурщица задаст ей вопрос: «Вы женщина, дремлющая на кровати?». У Боннара всегда наготове мольберт. Марта не исчезает из его поля зрения никогда.
А ее постоянно съедала ревность, стоило только появиться на горизонте привлекательной женщине. Одна из сцен ревности живописна и красива до сладости — соперницы входят в водоём с кувшинками. Чем не полотно в духе великолепного колориста Боннара? Только его обвинить в чрезмерности невозможно.
Пьер Боннар дожил до старости, пережив своих муз. Спустя 20 лет к нему вернулась написанная в Риме во время романтического путешествия с Рене картина. Ее обнаружили рабочие за шкафом в арестованной после самоубийства девушки квартире. Картина была без авторства, но на то и существуют знатоки, способные отличить почерк художника. Мартен Прово, сам того не желая, обошелся с ним безжалостно, превратив в непривлекательного и блеклого персонажа.