Сегодня мы чаще всего полагаемся на технологии, чтобы найти дорогу, но на протяжении тысячелетий люди использовали природные ориентиры для навигации на огромные расстояния. Известно, что моряки на Маршалловых островах использовали волны для навигации по Тихому океану, а коренные жители Аляски гвичины ходили по Юкону, ориентируясь по звездам. В Малайзии народ батек преодолел препятствия в виде густых тропических лесов, научившись ориентироваться по пению птиц.
Новое исследование пролило свет на искусство и науку ориентирования в сложных ландшафтах — навык, который был бы вопросом жизни и смерти для древних народов, преодолевающих потенциально опасные участки местности. Для создания первой в своем роде карты мира исследователи изучили методы навигации 30 стран мира, показав, как уникальные проблемы, с которыми сталкивались люди, привели к появлению разнообразных подходов к определению пути.
«В нашей работе описаны навигационные подвиги, которые настолько искусны, что кажутся неправдоподобными для многих из нас, кто полагается на GPS, чтобы найти дорогу почти везде«, — сказал первый автор исследования доктор Фернандес Веласко.
«От лабиринтов лондонских улиц до юго-восточного побережья Гренландии мы нашли убедительные доказательства того, что разнообразие ландшафтов, в которых живут люди, отражается в разнообразии навигационных культур. Современные исследования навигации в рамках когнитивных наук не отражают этого разнообразия. Будущие исследования могут не только помочь нам глубже понять поведение человека, но и помочь понять, сохранить, возродить и адаптировать невероятно богатые навигационные культуры, которые играют важную роль в связи людей с их местным окружением«.
Одним из самых интересных, но наименее изученных традиционных методов навигации являются огни Те Лапа — странное океанское свечение, которое, возможно, указывало путь древним полинезийским морякам. Навигационные навыки людей в конечном итоге привели нас к искусству и науке создания карт, известной как картография. Но задумывались ли вы когда-нибудь, как древние люди составляли карты до изобретения авиации и спутников?
Все сводилось к тому, что у нас было время, много времени, и в результате сменяющие друг друга поколения путешественников, исследователей, географов, картографов, математиков, историков и других ученых собирали воедино разрозненные кусочки информации. Таким образом, ранние труды были основаны на некоторых реалистичных измерениях, но также и на множестве домыслов, что и привело нас к теории плоской Земли.
Появление спутников позволило нам узнать все о величине нашей планеты, а также найти дорогу практически в любом месте. Однако даже в тех обществах, которые давно пренебрегли связью с природой, люди все еще опираются на традиционные способы передвижения.
Слово «каирн» происходит от шотландского гэльского слова, означающего «груда камней», и вы могли заметить несколько таких камней во время похода. Это потому, что они построены для того, чтобы показывать туристам дорогу на особенно запутанных маршрутах, и их можно найти на знаменитых тропах, таких как Путь Святого Иакова.
Именно по этой причине Служба национальных парков США попросила людей не строить каирны просто так, поскольку они могут сбить человека с пути. И, в конце концов, практика строительства каирнов противоречит ключевому принципу пребывания в мире природы: Не оставлять следов.
В одной из самых экстремальных сред на Земле люди даже использовали мертвых в качестве ориентиров. Умерев на вершине Эвереста, вы, скорее всего, останетесь там навсегда, поэтому Радужная долина стала местом упокоения тех, кто не пережил восхождения на крышу мира.
Исследование опубликовано в журнале