Эдмонтон, Альберта — Николай Хабибулин просыпается у себя в Екатеринбурге, чтобы посмотреть самые яркие моменты плей-офф НХЛ и сияет от гордости за отраженные броски, которые удаются многим российским вратарям.
Впервые в финалах конференций в стартовых составах играли трое российских вратарей: Антон Худобин из «Даллас Старз» и Андрей Василевский из «Тампа Бэй Лайтнинг» продолжают борьбу за главный трофей. Их земляк Семен Варламов и «Нью-Йорк Айлендерс» в четверг вечером проиграли «Тампе» в овертайме в шестой игре финала Восточной конференции.
«Это правда очень интересно, такого ведь раньше никогда не было, — сказал Хабибулин. — Я такого и представить себе не мог, но всё происходит на наших глазах».
От члена Зала славы времен Красной Армии Владислава Третьяка до поколения Хабибулина и Евгения Набокова и их преемников Василевского, Варламова и Сергея Бобровского из Флориды — российский хоккей знаменит сильными вратарями. После нескольких лет перерыва после распада Советского Союза Россия снова поставляет голкиперов мирового уровня, — новую волну звезд представляют молодые таланты Игорь Шестеркин, Илья Сорокин, Илья Самсонов и один из фаворитов отбора 2020 года Ярослав Аскаров.
«Уму непостижимо, раньше это была наша проблема, а теперь у нас столько отличных вратарей, — сказал нападающий „Вашингтон Кэпиталз» Илья Ковальчук. — Значит, наша хоккейная система совершенствуется. Вратари-„пенсионеры» помогают растить из молодежи классных игроков. Приятно видеть, что в НХЛ приходят новые ребята — Василевский, Варламов, Бобровский и другие. И они побеждают. Здорово».
Набоков, лучший из вратарей из СССР или России с 353 победами в регулярном сезоне и 42 в плей-офф, тренирует вратарей в «Сан-Хосе Шаркс» и растит новую смену. Общаясь с коллегами, он замечает, что российские и финские тренеры возвращаются домой и берутся за молодежь.
«Организация улучшилась, — сказал Набоков. — Теперь у каждой команды есть свой тренер вратарей и масса лагерей в течение всего лета, где все рассказывают во всех подробностях. Детям ставят технику с самого раннего возраста».
Техника у трех российских голкиперов, продвинувшихся в плей-офф дальше всех, очень разная. Василевский — действующий обладатель вратарского приза «Везина трофи» (Vezina Trophy) — ростом 193 см с идеальным сочетанием основных навыков и атлетизма. Варламов — уравновешенный ветеран, который с легкостью отражает даже неберущиеся броски. А Худобин — низкорослый голкипер, чей товарищ по команде Джон Клингберг (John Klingberg) даже шутил, что он «плавает по всей вратарской», но каким-то образом умудряется спасать ворота.
Как сказал Худобин после игры пару лет назад: «Я люблю играть на ноль». Хабибулин назвал Худобина современной версией трехкратного обладателя Кубка Стэнли Мартина Бродёра (Martin Brodeur), потому что он играет стоя, в отличие от большинства других, предпочитающих стиль «бабочки».
«Я смотрел нарезку самых зрелищных моментов с его участием: будто взяли вратаря из 1990 года, сунули в машину времени и перенесли прямиком в 2020, — сказал Хабибулин. — Но свою работу он делает на отлично».
Возможно, без приглашения Хабибулина поучаствовать в онлайн-школе вратарей, Худобин не стал бы одним из лучших игроков своего первого матча плей-офф НХЛ в возрасте 34 лет.
«Мне кажется, он начал терять интерес из-за пандемии, а мы запустили канал на Ютубе, начали общаться по „Зуму» с хоккеистами, просто разговаривать о хоккее, — сказал Хабибулин. — Он был одним из гостей. Мы отлично поговорили. Обычно занятия длятся где-то час, час-пятнадцать, а с ним мы проговорили почти два».
В основной состав Худобин перешел после травмы Бена Бишопа (Ben Bishop). С тех пор команда одержала 12 побед при 6 поражениях, пропуская в среднем по 2,54 шайбы за игру. Отразив 92% бросков, Худобин вывел «Старз» в финал кубка Стэнли. Спустя два года после подписания с Худобиным двухлетнего контракта, главный менеджер Джим Нилл (Jim Nill) пошутил: «Надо было предлагать пять».
Прошлым летом «Айлендерс» подписали с Варламовым четырехлетний контракт на замену перешедшего в «Лас-Вегас Кингс» Робина Ленера (Robin Lehner), который был единственным в «Финале четырех» вратарем не из России. Так далеко в плей-офф Варламов впервые, но именно он — главная причина, почему Нью-Йорк оказался в финале Восточной конференции впервые с 1993 года.
«Семен был вратарем номер один, потом немного потерял форму, потом снова стал номер один, но никто на него вроде и внимания особого не обращал, — сказал Хабибулин. — А теперь он вон где».
Вот вам вкратце успехи российских вратарей, и плей-офф тому подтверждение. Василевский, Варламов, Худобин, Бобровский и Шестеркин в совокупности одержали 37 побед с показателем 2,28 пропущенные шайбы за игру и 92% отраженных бросков.
Набоков объясняет возрождение российских вратарей сочетанием пристальной работы тренеров и чистого таланта, которое стало возможным сейчас, спустя десятилетия после падения коммунизма.
«Страна пережила определенные события, и люди просто не уделяли столько внимания хоккею: хоккейные школы закрылись, тренеров не хватало, это было не по карману, — сказал он. — У России всегда были отличные вратари, но был период, когда их стало меньше. А теперь всё вернулось, потому что у нас всегда было хорошо с хоккеем».