Одним из самых неожиданных и обаятельных рок-выступлений апреля стал новый альбом группы «Ундервуд». Работа не афишировалась, поэтому и вызвала удивление общественности. Как оказалось, кроме «Снегурочки», которую «ЗД» отслушивала на новогодних праздниках, группа работала над трибьютом Булата Окуджавы, и с этим были связаны их самые приятные творческие эмоции последнего времени. В итоге «Ундервуд» выпустил альбом песен Окуджавы, причем в творческом содружестве с актером Константином Хабенским.
Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех песнях: «Полночный троллейбус», «Сентиментальный вальс», «Песенка о бумажном солдатике». Песни с его участием никак особенно стилистически не выделяются в звуковом теле альбома, но актеру удалось так проявить свою харизму в исполнении, чтобы не переиграть с эмоциями, но и не быть излишне хладнокровным. Оттачивать исполнительское мастерство ему помогали музыканты группы.
Идея создания альбома принадлежит самому актеру. Хабенский так объяснил необходимость этой работы: «В моем детстве и юности везде, в том числе и в моей семье, звучали песни Окуджавы, и я впитал их в себя. Но уже в период студенчества, исполняя эти песни, я чувствовал, что они по энергии имеют право существовать в другом регистре. Эта идея долго сопровождала меня, и однажды я поделился ею с ребятами из «Ундервуда».
Фронтмены рок-группы Максим Кучеренко и Владимир Ткаченко не сразу согласились на предложение Константина, так как больше считают себя представителями рок-н-ролльной школы, а не бардовской. Но на самом деле появление такого альбома именно для «Ундервуда», которому принадлежит хит «Очень хочется в Советский Союз», наиболее органично, наверное, из всего русского рока в настоящий момент.
Кому, как не им, заново переосмысливать наследие Окуджавы, судя по текстам их собственных песен. Они трепетно обращаются с поэтическим словом, да и в беседах в целом определяют русскую рок-н-ролльную традицию как литературоцентричную, в которой важнее «о чем», чем «как». Не просто же так символом коллектива стала самая популярная в ХХ веке механическая печатная машинка. Литература для них — предмет особенной любви, как старый душераздирающий сингл «Дым» про смерть поэтов.
Так что в выборе соисполнителей с Константином Хабенским невозможно не согласиться: он попал в точку и нашел людей, которые действительно способны творчески и тактично переработать материал Окуджавы, которого, надо сказать, перепевали многие, включая рок-грандов. Результат был в каких-то случаях столь же достойным, как и у Хабенского feat. «Ундервуд», в каких-то — не очень.
Как показывает практика, музыканты-ровесники XXI века предпочитают другую ритмику, при переработке «классики» меняют не только мелодии, но и тексты, в итоге возникают совершенно новые песни, в которых от оригинала могут остаться лишь припев или пара музыкальных фраз. Но у группы «Ундервуд» достаточно личных заслуг в роке, чтобы не стремиться выделяться на фоне мэтра и бережно относиться и к смыслам, и к музыкальным рисункам. Теперь любители музыки могут услышать Окуджаву в свежих рок-н-ролльных аранжировках.
При отборе материала музыканты старались не брать самые «программные» песни, поэтому на альбоме нет ни «Арбата», ни «Виноградной косточки». Трек-лист звучит не банально, но все же знакомо — там можно найти и «Дежурного по апрелю», и «Я пишу исторический роман», и «На фоне Пушкина снимается семейство», и «Надежды маленький оркестрик».
Максим Кучеренко так прокомментировал выход альбома: «Сейчас прошли десятилетия. Мы, конечно, скучаем по этим песням. И они должны занимать свое место в современном музыкальном мире». Безусловно, у пластинки есть своя просветительская миссия: все это делалось не только для того, чтобы выразить свое почтение автору, но и для того, чтобы привлечь к творчеству Окуджавы внимание молодежи. Артисты, прекрасно зная объемный кинематографический материал (в Сети можно найти старую запись, как Владимир Ткаченко исполняет «Песенку кавалергарда»), обратились к тем пластинкам, что были у них в детстве. Возможно, поэтому все это откликается и у слушателя.
* * *
Тем временем сама группа «Ундервуд» тоже стала объектом внимания более молодых музыкантов. Топ-певица Мари Краймбрери неожиданно перепела их ранний суперхит «Гагарин, я вас любила!».
Судя по комментариям в соцсетях, юные поклонницы танцевальной музыки артистки не сразу поняли, что это кавер, и ужаснулись тому, что их певица вдруг превратилась во что-то незнакомое, тяжелое и неудобоваримое. Соответствуя своему нежному возрасту, многие излили на артистку гигабайты ненависти за то, что не оправдывает ожиданий и поет «что-то нечленораздельное».
Оказалось, что поэзия «Ундервуда» сложнее, чем лирика о детских психологических перипетиях самой Мари, за которую ее и полюбили подростки. Но многие все же пошли слушать оригинал, что сыграло на руку рок-группе, которой вот-вот исполнится уж 30 лет. И если для этой публики «Ундервуд» — махровое непонятное старье, то слово «Окуджава», священное для детей походной романтики поколения 70–80-х, для них вообще непонятный набор звуков. На этом фоне подвижническая деятельность Константина Хабенского, продвигающего поэзию в массы, выглядит похвально.
Мари, конечно, как могла пыталась придать «Гагарину» хоть чуточку разбитной «арэнбишности», но свалилась в откровенную цыганщину, хоть и упакованную в металлическую обертку рок-музыки. Конечно, артисту иногда полезно выходить за границы своего амплуа, чтобы почувствовать дыхание свободы, которое дарит не коммерческая музыка форматов, а то, что по любви. Комментируя этот трек, автор песни Максим Кучеренко смущенно признался, что странно слышать ее куплеты из уст женщины, несмотря на то что припев песни изначально женский. Но когда-то и это должно было случиться…