В Центре «Авионика» Московского авиационного института разрабатывают IT-систему объективного контроля поведения пилотов гражданских самолётов. Она необходима для повышения безопасности полётов. Несмотря на то, что современные авиалайнеры оснащены электроникой и способны большую часть маршрута лететь в автоматическом режиме, катастрофы случаются. В частности, из-за неадекватных действий пилота. Один из громких примеров за последние 10 лет ― катастрофа Airbus A320-211 под Динь-ле-Боном в 2015 году, унесшая жизни 150 человек. По данным следствия, второй пилот заблокировал дверь, когда командир экипажа вышел из кабины, и направил самолёт прямо на Альпийские горы.
Новейшая система на основе IT-технологий поможет не допустить подобных эпизодов. Она представляет собой систему камер и датчиков, которые позволяют отслеживать направление взгляда пилота, положение его тела в кабине, анализировать переговоры и многое другое. В итоге общий объем данных скажет об адекватности действий и состояния лётчика.
Дело в том, что все действия экипажа при пилотировании самолета строго регламентированы. То есть всегда можно просчитать, в какую сторону и на какой прибор на данном отрезке времени пилот должен посмотреть, а по длительности фиксации на приборе ― насколько внимательно он следит за всеми параметрами полета. Пригодились и данные об особенностях физиологии человека, которые специалисты Центра «Авионика» тщательно изучили.
«Например, известно, что область ясного видения у человека составляет всего 1,5-3°, область нормального видения уже 12-15°, область периферийного зрения — 35° градусов и больше. Во всех этих областях человек воспринимает информацию с разным качеством. Кроме того, в зависимости от области видения человек по-разному воспринимает цветосветовую информацию. Например, белый цвет мы видим во всём диапазоне углов зрения, синий — до 70°, красный цвет — до 50°, а зелёный — до 30°, без учёта формы поля зрения. Соответственно, при оценке деятельности пилота учитываются физиологические особенности восприятия человеком информации», — рассказывает разработчик системы, инженер лаборатории № 3 Глеб Боярский.
В случае, если система зафиксировала неадекватное поведение пилота, в самолёте срабатывает режим «fail-safe». Тогда по безопасным каналам управления и навигации включается режим «возвращения на землю» либо «встать в круг», то есть выход на безопасный режим полёта, когда самолёт не будет угрожать другим воздушным судам и объектам на земле.
На данный момент система настроена на работу с двумя членами экипажа. Уже налажена система сбора данных, сейчас ведётся работа по привязке траектории движения, оценки области взгляда пилота к правильному алгоритму действий. Разработчики отмечают, что система имеет большой потенциал применения в самых разных сферах.
«Например, её можно установить на грузовиках дальнобойщиков, потому что хотя водителей двое, часто бывают ситуации, когда второй водитель отдыхает, и в кабине остаётся только один человек. Часть нашей технологии уже реализуется в проектах систем объективного контроля водителей автотранспорта. Мы готовы расширять спектр её применения и дальше при заинтересованности со стороны заказчиков», — рассказал Глеб Боярский.
Автор: Екатерина Фурсова / Научная Россия
Фото: chalabala / ru.123rf.com