Польский актер и режиссер Ежи Штур в 2008 г. Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов
Нельзя сказать, что русский зритель хорошо знает современных польских актеров. А Ежи Штура, конечно, знал и любил любой, кто видел хотя бы комедию Юлиуша Махульского «Дежа вю». Он играл там Джона Поллака, чикагского киллера польского происхождения, который приезжает в Одессу, чтобы ликвидировать одного негодяя, насолившего мафии и теперь скрывающегося в СССР под именем Микола Нечипорук. Советская действительность быстро сводила бедного Джонни с ума: циничный убийца, у которого все интересы в жизни сводились к джазу, боксу и сексу, заканчивал дни в психушке.
«Дежа вю» был советско-польским фильмом, снятом в основном на русском. Если же говорить о чисто польском кино, Штура у нас знали в первую очередь по комедии «Секс-миссия», которую в советском прокате от греха подальше перекрестили в «Новых амазонок». Ее герои, Макс и Альберт (Штур и Ольгерд Лукашевич) ради научного эксперимента проходили через процедуру замораживания, а в результате оттаивали в 2044 году, в мире, где все мужчины вымерли, а женщины установили свои весьма суровые правила.
А вообще у Штура на счету было пять десятков киноролей, он был одним из самых известных актеров Польши. В 2008 году на родине его признали лучшим комедийным актером века.
Он родился вскоре после войны, 18 апреля 1947 года в Кракове. В школе над ним издевались из-за его немецкой фамилии (а куда деваться, по отцу Ежи был натуральным австрийцем). В старших классах он страстно увлекся театром, выступал в любительских школьных постановках и документы подал в Государственную высшую театральную школу, которую и окончил в 1972 году. За год до этого он дебютировал в кино в музыкальной комедии «Миллион за Лауру». Через несколько лет его уже приглашали в свои фильмы крупнейшие режиссеры: он сыграл у Анджея Вайды в «Без наркоза» (и пробовался на главную роль в «Человеке из мрамора»), а еще снялся у Кшиштофа Кесьлевского в «Шраме», «Покое» и «Кинолюбителе» (с последнего фильма и началась всемирная слава будущего автора «Декалога» и трилогии «Три цвета» — которые тоже не обошлись без участия Штура). Еще были фильмы Агнешки Холланд, Кшиштофа Занусси, итальянца Нанни Морретти. Но в Польше, как и у нас, комедии любят больше, чем авторские драмы — поэтому настоящая всенародная слава к актеру пришла после «Новых амазонок». Зрители ценили прежде всего комическую сторону его дарования (а он, между прочим, еще озвучивал Ослика в польских версиях «Шрэков», чем завоевал целые толпы совсем маленьких поклонников), хотя и в драматических ролях он восхищал публику.
В 1971 году Штур женился на скрипачке Барбаре Коске, с которой был знаком с детства, и стал отцом двоих детей — сына Мацея и дочери Марианны. На протяжении трех с половиной последних десятилетий его преследовали проблемы со здоровьем. В 1988 году у него случился инфаркт (о котором он написал книгу «Сердечная болезнь, или Моя жизнь в искусстве»). В сентябре 2011-го у него обнаружили рак гортани (по другим данным — пищевода), но с болезнью удалось справиться при помощи химиотерапии. В 2016-м случился новый серьезный сердечный приступ. Наконец, в 2020-м его сразил инсульт. И все-таки он продолжал работать: в 2024 году состоялась премьера спектакля «Гений» по пьесе Тадеуша Слободзянека о возможной встрече Сталина и Константина Станиславского. Штур сам его поставил и сам сыграл Константина Сергеевича, прощаясь этой ролью с театром и подводя итог своей долгой карьере.