Способность контролировать свои хотелки и эмоции – одна из самых важных вещей в жизни. Как научить этому ребенка?
ВЗЯТЬ ИЛИ ПОДОЖДАТЬ?
Противиться искушениям и уметь себя заставить что-то делать, даже если совсем не хочется – далеко не все дети так умеют. А от этого во многом зависит их будущее.
Вспомним знаменитый маршмеллоу-тест, который провели психологи Стэнфордского университета. Детей 4–6 лет сажали за столом перед вкусной зефиркой и говорили: можешь съесть ее прямо сейчас. Но если продержишься 15 минут, то получишь и эту, и еще одну в награду. После этого взрослые выходили из комнаты и оставляли ребенка наедине с соблазном. В комнате не было ни игрушек, ни картинок – ничего, что помогло бы отвлечься от лакомства. Так что задание было действительно трудным, и продержаться до конца сумели не все – примерно треть участников.
После этого исследователи многие годы наблюдали за подросшими детьми. И вот что выяснилось: те, кто в нежном возрасте могли совладать с собой, потом набирали больше баллов на экзаменах, умели легко переключаться с задачи на задачу, реже имели проблемы с наркотиками. КТ головного мозга, проведенное участникам эксперимента в зрелом возрасте, показало, что между ними есть различия даже на физиологическом уровне: по-разному работали зоны, отвечающие за исполнительные функции (воля, внимание, рабочая память, планирование) и вознаграждение.
Результаты маршмеллоу-теста потом оспаривались, подтверждались, уточнялись другими экспериментами. Но ученые сходятся в главном: самоконтроль дает человеку массу преимуществ.
Каким бы умным ни был ребенок, если он не умеет контролировать свои порывы, у него будут проблемы в школе. Исследования показали, что самодисциплина точнее, чем IQ, предсказывает результаты экзаменов в средней школе.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
У нас множество потребностей, а энергетический запас ограничен. Поэтому потребности постоянно конкурируют между собой, а мозгу приходится выбирать, которую удовлетворить, а какие могут подождать. Что сейчас важнее – поесть? поспать? доделать проект? посмотреть кино?
Какая из потребностей победит, решает сложная система в мозге. В ней задействованы лобная и теменная кора и поясная извилина. Образно выражаясь, каждой потребности мозг присваивает баллы – в зависимости от срочности, предыдущего опыта и личных предпочтений человека. Какая потребность наберет больше очков, та и будет реализована.
Множество вещей мы делаем на автомате, не задумываясь. Потому что думать – это энергозатратно, а мозг по умолчанию настроен экономить ресурс и следовать самым легким путем, пусть и не всегда верным. Кроме того, автопилот включается в моменты экстремальные – например, машину занесло на скользкой дороге. Вы сначала среагируете, а потом уже подумаете – что это было?
Однако в любой момент в процесс принятия решения может вмешаться наше сознательное «я» и сказать: стоп, мы этого сейчас делать не будем. Оно хоть и соблазнительно, но неверно. Вот это умение наложить вето на одно и сознательно сфокусироваться на другом и называется самоконтролем. Без него мы всегда будем лишь рабами своих сиюминутных хотелок.
Оптимальный опыт
Не всегда умственные усилия утомляют. У психологов есть понятие «потока». Человек так поглощен задачей, что не замечает хода времени, забывает про другие проблемы и самого себя. Он всецело сконцентрирован, но при этом ему не приходится тратить ресурсы на принуждение себя к действию. Сэкономленная энергия идет на решение этой задачи, поэтому, находясь в потоке, можно буквально горы свернуть. Можно сказать, это идеальное времяпровождение, когда в одной точке сходятся задача и мотивация.
ГЕНЫ, ОПЫТ, ВОСПИТАНИЕ
Умение держать себя в руках во многом завязано на темпераменте и, соответственно, заложено генетически. Некоторым везет – они рождаются готовыми эффективными менеджерами. Другим приходится работать над собой. В любом случае, темперамент – только база для характера, в которую свои коррективы вносят личный опыт и воспитание.
Возьмем для примера тот же маршмеллоу-тест. При попытках его повторить выяснилось, что на поведение влияют не только природные склонности, но и жизненная история. Если дети росли в неблагополучных семьях, лакомство съедалась сразу: вкусное достается редко, плюс мало ли что говорят взрослые, им верить нельзя. Кстати, эту же зависимость демонстрировали эксперименты с участием подростков – те, что не привыкли полагаться на старших, предпочитали взять меньшее денежное вознаграждение, но сразу.
Следующий важный пункт – воспитание. Чудеса самодисциплины и высокие баллы на экзаменах показывают дети в типичных азиатских семьях, где очень много «должен» и очень мало «хочу». Насколько они при этом счастливы – другой вопрос. Тотальное давление социума ведет к росту тревожности и других психических расстройств. Но оказывается, что вовсе не обязательно тиранить ребенка с пеленок, чтобы он был молодцом. Есть более гуманные способы, причем одобренные наукой.
ТРЕНИРОВКА ВОЛИ
Главная сложность в том, что для тренировки самодисциплины нужна… самодисциплина. Хотя бы в минимальном объеме. Чтобы обойтись без постоянных окриков и принуждения, хорошо бы для разминки найти ребенку занятие по душе. Для одних это лего, для других – рисование, пазлы или что-то еще. Если правильно подобрать дело, оно не только будет тренировать волю и концентрацию, но и даст бесценный опыт нахождения в потоке.
Ролевые игры, как ни странно, тоже помогают наращивать силу воли. Ребенку же нужно постоянно помнить, что он, скажем, тигр на арене, а не дрессировщик, вести себя соответствующе и не выходить из роли. Кому-то из родителей это может показаться ерундой, но есть исследования, которые подтверждают, что да, ролевые игры прокачивают навыки саморегуляции.
Также очень полезны игры с меняющимися правилами. Например, начинаем движение по команде «зеленый свет!», останавливаемся при возгласе «красный свет!». Как только дети к этому привыкнут, на ходу меняем условия: красный – идем, зеленый – стоим. Ребенку придется делать усилие всякий раз, когда он будет преодолевать изначальную установку, это и будет тренировкой самоконтроля. Таких игр много, и ученые выяснили, что, если заниматься по полчаса дважды в неделю, за 2 месяца дети достигают заметного прогресса. Особенно те, у кого с самоконтролем было изначально неважно.
Способность к самоконтролю улучшают занятия музыкой и изучение иностранных языков (билингвы тут вне конкуренции). И не забывайте про шахматы, го и прочие игры-стратегии. Они вырабатывают ценную привычку сначала думать, а потом делать.
Сила воли – как мышца, которую можно нарастить, лишь постоянно тренируясь.
БЕРЕГИТЕ ЭГО
Чтобы помочь ребенку справляться с соблазнами, нужно помнить и другие важные вещи. Например, про мотивацию. Да, бывает просто рутина, которую нужно сделать. Но там, где это возможно, придумывайте что-то интересное. Попросите 4-летнего ребенка стоять неподвижно сколько сможет, и он быстро сдуется. А вот если навести его на мысль, что он рыцарь, охраняющий замок, будет стоять в 4 раза дольше и с большим энтузиазмом!
Задание, которое дается ребенку, не должно быть легким, но при этом быть ему по силам. Тогда, справившись с ним, он получит заслуженный выброс дофамина – и, скорее всего, захочет повторить это ощущение. Родителям стоит по возможности не вмешиваться, не наставлять и не висеть над душой.
И не будем забывать, что самоконтроль истощает эго, как психологи называют запас внутренних сил и энергии. И чем больше ребенок (да и взрослый) устал, тем труднее ему держать себя в руках. Исследования показывают, что усилия по самоконтролю, как и физические тренировки, снижают уровень глюкозы в крови. Поэтому ребенок не должен все время «заниматься полезным». Чтобы быть довольным, продуктивным и в тонусе, ему нужно время для нормального сна, отдыха, прогулок, изучения мира и просто валяния дурака.
5 подсказок родителям
-
С глаз долой, из сердца вон. Чтобы ребенок не отвлекался на конфету, просто уберите эту конфету из зоны видимости. С гаджетами та же история.
-
Создайте среду, в которой самоконтроль всегда вознаграждается. Потерпел – получай похвалу или приз. Свое слово нужно держать.
-
Используйте напоминалки. Ученые выяснили, если прямо перед испытанием напомнить ребенку правила, ему будет проще сдерживать свои импульсы.
-
Давайте детям передышку: со временем способность к самоконтролю истощается, надо подкопить ресурс.
-
Меньше экранного времени! Чем больше дети проводят времени перед экраном, тем ниже у них баллы в тестах на самоконтроль и концентрацию.