Помнится в не такие уж далёкие 90-е по украинскому ЦТ шла социальная реклама «Ти не один. Нас 52 мільйони!». Прошла четверть века, и в Незалежной почти 20 миллионов, то есть более трети населения – как корова языком слизала. Таковы результаты правления современной украинской элиты, традиционно привыкшей хаять социализм. А ведь СССР подарил богатое наследие, которое она не преумножила, а разграбила, сделав нищим собственный народ.
Всё идёт по плану?
В итоге – форменная демографическая катастрофа, усугублённая войной. За два последних года украинское народонаселение сократилось с 42 млн до 35 млн. За рубеж по разным прикидкам выехало от 5 до 6,5 млн жителей страны.
В прошлом году на Украине родилось 187,4 тыс. детей. Это на 9% меньше, нежели за позапрошлый, когда на свет появилось 206 тыс. младенцев, и на 31,5% меньше 2021 года с 273,8 тыс. новорожденных. Такая картина чревата тем, что через десятилетие несовершеннолетние будут составлять 12-15% населения в сравнении с 25% в 1993-м.
На Украине институт загс подчинён минюсту. В этом ведомстве заявили: за два последних года на Украине скончались свыше 1 млн жителей. Причём смертность прогрессирует не только из-за действий военных, но и по причине отсутствия здравоохранения, а также повальных стрессов. Но что характерно, за 2023 год умерших зафиксировано на 8% меньше (496,2 тыс.), нежели в 2022-м (541,7 тыс.). Это объясняется просто: отвоёванные территории перешли под юрисдикцию России и являются предметом статнаблюдений уже другого государства.
Если нация самоуничтожается, значит, это кому-то нужно
По последним данным, Мониторинговая миссия ООН по правам человека, осуществляющая свою гуманитарную деятельность на территории Украины, подтвердила 10 тыс. 400 случаев гибели мирного населения. Эту цифру следует рассматривать как весьма и весьма приблизительную, так как невозможно доподлинно посчитать гражданские жертвы по обе стороны ЛБС. Однако стоит отметить: мнения экспертов по данному вопросу разделились. Одни считают указанную цифру заниженной, другие – сильно завышенной.
Суммарная статистическая информация по смертности в вооружённых силах Украины и прочих силовых ведомствах неизвестна, так как правительство засекретило её, по крайней мере, до окончания боевых действий. Но особо дотошные наблюдатели всё же попытались вычислить количество вернувшихся домой в гробах укровояк: статистика загс учитывает все выдаваемые свидетельства о смерти, в том числе и на погибших в зоне проведения СВО военнослужащих. Такова действующая практика. Так вот, выяснилось, что таких актов на руки родным было выдано более 100 тыс. Напомню, что Зеленский озвучил недавно цифру в 31 тыс. убитых и умерших от ран украинских защитников.
В чужом хлеву овец не считают
Любознательных украинских счетоводов интересует даже то, сколько граждан Украины находится «на оккупированной территории», сколько получили паспорта РФ, а также сколько воюет и погибает в рядах российской армии. Выяснить это самостоятельно им уж точно не удастся. Впрочем, часть интересующего их контента содержится в открытом доступе.
Так, МВД России осенью прошлого года сообщало: с начала действия в 2019 году упрощённой процедуры получения гражданства владельцами российских паспортов стали более 3 млн жителей ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Из них 2,2 млн паспортов выдали после официального вхождения новых субъектов Федерации в состав России в начале октября 2022 года.
Стоит обратить внимание, что, согласно сведениям Агентства ООН по делам беженцев, более 1,2 млн граждан Украины пребывают сейчас на территории нашего государства. И насколько я могу судить, отношение к ним более чем толерантное. Их никто не притесняет, не агитирует, не дискриминирует. Так что пусть ценят. Ценят и благодарят, ибо в «укрорейхе» за одно упоминание о России даже ребёнка обматерят, а то и побьют злые взрослые дяди. Это не пустые слова – в сети масса подобных нелицеприятных видео.
Патриоты, не желающие возвращаться
Как ни обидно националистам-незалежникам признавать, но большинство переселенцев, сбежавших в Европу, намерены благополучно променять родину на «западный рай». Чем дольше будут продолжаться боевые действия, тем меньше соотечественников вернутся оттуда. Это в основном молодые люди и люди средних лет, а у них чувство патриотизма неразвито. Поэтому, как показывают социологические замеры, этот контингент не склонен возвращаться домой даже после налаживания там мирной жизни. Многие из них попали за границу впервые, и, увидев существенную разницу в бытовых условиях, быстро определились со своим дальнейшим выбором.
Год назад 63% опрошенных обещали вернуться, сегодня – лишь 26%. Таким образом, невозвращенцами станут 1,4 млн-2,3 млн украинцев. Это не считая тех, кто находится в Беларуси и России; так что можно смело прибавлять ещё несколько сот тысяч. Примечательно, что по результатам опроса Агентства ООН по делам беженцев, 65% респондентов «изъявили желание однажды вернуться на Украину, однако не навсегда».
И людей понять можно. В стране царит военное положение, которое, похоже, просуществует ещё долго. Общественная безопасность находится на нуле, социальные гарантии не соблюдаются, население лихорадит, власть непредсказуемая. А за границей жалеют, здесь достойный уровень жизни, можно найти нормальную работу, плюс беженец официально находится под защитой закона. Так почему бы не интегрироваться в европейское общество (если, конечно, с родиной ничего не связывает)?
***
Самое главное, что беглецы не верят сказкам родного правительства про победу Украины, про успешное послевоенное восстановление, про вступление в ЕС и НАТО. И зачем им ждать мифического вхождения в Европу, если они и так там уже находятся? Замдиректора киевского института демографии и проблем качества жизни Александр Гладун рассуждает трезво: