Министерство развития громад и территорий во время мероприятия в Варшаве, в котором участвовали профильные регуляторы Евросоюза, Великобритании и США, руководство украинских и иностранных авиакомпаний, ранее совершавших полеты на Украине, страховые и лизинговые компании, производителей самолетов, представило карту совместно с Государственной авиационной службой, Украэродвижением, командованием Воздушных сил ВСУ и руководителями международных аэропортов.
Вице-премьер-министр по восстановлению Алексей Кулеба заявил, что это первое экспертное обсуждение. Ожидается, что оно поможет двигаться вперед в вопросе создания условий открытия воздушного пространства. По его словам, Украина хочет сохранить авиационную инфраструктуру и квалифицированные кадры, чтобы, когда придет время, максимально быстро восстановить гражданские полеты.
«Это первое экспертное обсуждение, которое, как мы ожидаем, поможет двигаться вперед в вопросе создания условий для открытия воздушного пространства. Во время войны стратегической задачей для нас является сохранить авиационную инфраструктуру и квалифицированные кадры, чтобы, когда придет время, мы смогли восстановить гражданские полеты максимально быстро. Разумеется, это очень сложный вопрос как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения взаимодействия со всеми вовлеченными сторонами. Именно поэтому мы поддерживаем площадки, когда совместно с иностранными регуляторами отрасли, авиакомпаниями, страховыми, аэропортами и военными нарабатываем общий план», — рассказал министр Алексей Кулеба.
На мероприятии его заместитель Сергей Деркач представил пошаговый план и потребности для частичного открытия воздушного пространства. Государственная авиационная служба подготовила оценку рисков для гражданской авиации, Украэродвижение — особенности обеспечения безопасности аэронавигации.
За неделю до этого авиакомпания «Новой почты» Supernova Airlines получила техническое разрешение на выполнение регулярных авиарейсов во Львов и Киев, которое позволит выполнять полеты сразу после открытия неба над Украиной. На сегодняшний день небо над Украиной закрыто для гражданских полетов.
Экс-секретарь СНБО Украины Алексей Данилов заявлял, что в 2024 году вопрос о возобновлении авиасообщения «точно сдвинется с мертвой точки», но «есть четыре ключевых компонента», которые еще предстоит решить. В первую очередь — это защита аэропортов. Зеленский сравнил возобновление авиасообщения с судоходством в Черном море, отметив, что это «серьезный шаг».
В Офисе президента говорили, что аэропорт «Борисполь» может стать первым гражданским аэропортом, который откроют на Украине, как только это позволит ситуация безопасности. А вот Мининфраструктуры рассматривает аэропорт «Львов» как первый для возобновления работы при наличии гарантий безопасности.