ФБР вернула картину Моне, украденную нацистами, семье еврейских владельцев. Федералы утверждают, что агентов было «честью» вернуть эту картину, при том, что сотни тысяч украденных культурных ценностей остаются невозвращенными их истинным собственникам.
Пастель Клода Моне “Берег моря”, похищенная нацистами у еврейской пары во время второй мировой войны, была возвращена потомкам семьи, сообщили официальные лица.
Как пишет The Guardian, Адальберт “Бела” и Хильда Парлаги приобрели это произведение искусства на австрийском художественном аукционе в 1936 году. После того как нацистская Германия аннексировала Австрию в 1938 году, семье Парлаги пришлось бежать, и они оставили свое имущество на складе.
Нацисты в 1940 году конфисковали их имущество, в том числе семь других произведений искусства, а пастель приобрел нацистский арт-дилер. Картина Моне, датируемая примерно 1865 годом, впоследствии “исчезла” в 1941 году, говорится в пресс-релизе ФБР.
Бела Парлаги искал свои украденные произведения искусства после второй мировой войны, пока не умер в 1981 году. Его сын также безуспешно пытался найти семейные произведения искусства вплоть до своей смерти в 2012 году, пишет The Guardian.
Агенты ФБР начали расследование по поводу похищенной пастели в 2021 году после того, как Комиссия по делам похищенного искусства в Европе обратилась к властям по поводу пастели. Комиссии стало известно, что арт-дилер из Нового Орлеана приобрел пастель в 2017 году и продал ее частным коллекционерам два года спустя.
В 2023 году пастель была выставлена на продажу в художественной галерее Хьюстона, штат Техас. Агенты ФБР и детективы полиции Нью–Йорка связались с владельцами пастели, которые не знали ее происхождения, и объяснили, что она была украдена.
Владельцы добровольно передали пастель властям и отказались от своих прав собственности. Работа была возвращена внучкам Парлаги, Хелен Лоу и Франсуазе Парлаги.
“Возвращение картины — это акт справедливости, — заявила Энн Уэббер, сопредседатель Комиссии по разграбленному искусству в Европе. — Это очень трогательно для семьи”.
Джеймс Деннехи, заместитель директора ФБР в Нью-Йорке, сказал, что для его агентов было “честью” помочь вернуть произведения искусства.
“Хотя картина Моне, несомненно, ценна, ее истинная ценность заключается в том, что она представляет для семьи Парлаги”, — сказал Деннехи в пресс-релизе. “Это связь с их историей, их близкими и наследием, которое было почти стерто. Эмоции, связанные с возвращением того, что было отнято с такой жестокостью, невозможно измерить в долларах – это бесценно”.
Федеральные власти продолжают расследование кражи произведений искусства из музея Парлаги, в том числе акварели Поля Синьяка «Сена» 1903 года в Париже (Пон-де-Гренель). Тот же самый нацистский арт-дилер, который продавал картины Моне, приобрел и этого Синьяка.
Из-за истории акварели Синьяка ФБР заявило, что “весьма вероятно”, что сейчас эта работа известна под другим названием. Картина Синьяка была внесена в национальный каталог ФБР «Дело об украденных произведениях искусства» (NSAF), и власти настоятельно просят всех, кто располагает информацией, сообщить об этом.
По данным Национального архива, около 20% произведений искусства в Европе было разграблено немецкими нацистами. Всемирная еврейская организация по реституции и Конференция по материальным претензиям евреев к Германии опубликовали в марте отчет, в котором указывается, что 24 страны “практически не продвинулись” в возвращении произведений искусства, похищенных во время Холокоста.
В отчете подсчитано, что более 100 000 из 600 000 “картин и еще много миллионов книг, рукописей, ритуальных религиозных предметов и других культурных ценностей”, украденных во время Холокоста, не были возвращены.